Характеристика пубертатного периода

20.03.2012 Марцинковская история детской психологии | Видео

Психологические индивидуальности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних собственной внешности, возможности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность иногда уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным иными - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием..
Одной из основных обстоятельств психических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Более аффективные бурные реакции появляются при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики: - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость); - Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью внутри себя; - Потребность в разговоре + желание уединиться; - Развязность в поведении + застенчивость; - Романтизм + цинизм, расчетливость - Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека различать себя от собственной жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка существенно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в умственном и чувственном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, существенно шире круг интересов, но наряду с сиим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - наиболее высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они наиболее чувствительны к критике собственной внешности, чем к критическим оценкам их умственных возможностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь сначала со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни.

Чрезвычайно важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность внутри себя.

Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной индивидуальности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация либо путаница ролей". Подросток интенсивно "примеряет" на себя различные социальные роли, описывает требования, способности и права, присущие каждому новенькому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на действия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей либо государства. Социальный статус подростка мало чем различается от детского. Психологически этот возраст чрезвычайно противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка чрезвычайно важно, чтоб его взрослость была замечена окружающими, чтоб форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно очень не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.. Этот возраст также представляет собой особенный энтузиазм в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таковых как колледжи, техникумы и пр. Таковым образом большая группа малышей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже довольно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в ежедневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - завышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Малыши, наиболее тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В текущее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей.

Психическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от малышей, наиболее агрессивных по отношению к окружающим.

Различные создатели в собственных исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую реальность (Хорни,

Фромм). Чрезвычайно широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность лишь как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Характеристика пубертатного периода"

  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Этапы развития речи малыша
  • Независимость малыша
  • Нравственная готовность к школьному обучению
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Источники ценностных представлений
  • Ценности человека
  • Цели воспитания детей
  • Развитие детского характера
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Как избежать невроза у малышей
  • Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Личностная готовность к школьному обучению
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Восприятие и память у малышей
  • Личность - общение и формирование
  • Развитие индивидуальности в семье и в детском саду


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики