Частная школа и новые методы образования

20.03.2012 Возрастная психология кризис 7 лет | Видео

Как известно, существуют как бы два подхода к восприятию и объяснению окружающего нас мира. Первый пытается использовать для этого минимальное число предпосылок и вывести на их основе все другие факты.
Иной подход не пытается провести четкой структуризации и систематизации имеющихся знаний и опыта, а только показывает явные следствие и причину, не пытаясь проследить всю сопутствующую им логическую цепочку. Первый подход, назовем его гуманитарным, признает факт познаваемости природы. Второй подход, назовем его технократическим, при всех его кажущихся недостатках, выгоден простотой объяснения некоторых очень сложных по собственной природе понятий и позволяет быстро добиваться требуемого результата. Примером использования такового подхода является повсеместное использование сложных бытовых приборов, транспорта, средств коммуникации людьми, которые абсолютно не интересуются, а как это все, собственно, работает.

Исходя из вышесказанного ясно, что ответ на вопрос о цели обучения не быть может однозначным. С одной стороны, обучение необходимо для того, чтоб научить человека рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с иной стороны, иногда (и довольно часто) необходимо просто автоматически проделать некие как бы "ритуальные деяния" для быстрого заслуги требуемого результата, не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако, поскольку эти две цели обучения в основе содержат совсем противоположные философские концепции, их чрезвычайно трудно совместить в едином подходе. Неизбежным окажется преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (при этом не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, как математика и физика, хотя они традиционно считаются "негуманитарными" - это лишь проблемы терминологии).

Очевидно, что технократический подход гораздо проще в реализации - ведь легче заставить ученика заучить, что 5х7=35, чем объяснять ему, почему 5х7=7х5. Потому многие столетия обучение велось методом зубрежки, когда студентов заставляли наизусть заучивать массу различных фактов, текстов на "мертвых" языках типа латыни и так дальше. И лишь более способные и любознательные ученики пытались связать эти факты воедино, упорядочить их, найти меж ними взаимосвязи.

Понимание этой проблемы помогает осознать те различия, которые существуют меж таковыми нациями, как русские и американцы. С самого основания "новой земли" на далеком материке там ценились практичность и сноровка, а любые рассуждения о природе вещей и абстрактных понятиях вызывали лишь скептицизм. Лишь во второй половине нашего века американцы вдруг осознали, что, существенно опережая другие страны в области развития современных технологий, отстают в общем уровне интеллектуального развития. Чрезмерно малое внимание к объяснению собственных знаний привело к тому, что многие специалисты, закончившие престижные университеты, были неспособны к чему-либо кроме того, что они освоили во время учебы.

К сожалению, слепое копирование американского опыта в надежде достигнуть таковых же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в последнее время стало приводить совсем не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам. В то же время отрадно то, что большая часть из их, воспитанных на скорее гуманитарных принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания уделять конкретно личности человека, которого они учат, используя при этом самые последние заслуги психологии. Вправду, ведь человек по природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к размножению. Потому вправду талантливый Учитель стремится конкретно пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель, который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой трудностей, особенно ежели он работает в обыкновенной школе (хотя настоящий талант сможет увлечь малышей и в таковых критериях, но вот какой ценой...). Потому в частной школе, где, как везде в критериях рыночного подхода, "все для клиента", таковым людям выразиться проще - ведь ежели детям нравится в школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и родители у учеников довольно обеспеченные люди, а все мы знаем, что многие из так называемых "новых русских" не отличаются особым интеллектом, подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность получения неплохого образования для собственных малышей.

И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новой формы обучения - с помощью компьютера. Конечно, нельзя все сводить к нему, - и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах. Но несомненно одно - компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как педагог перестает созидать в ученике просто сосуд, который необходимо наполнить знаниями и умениями, ему приходится находить индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные индивидуальности психики. К примеру, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления инфы в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать фактически все органы эмоций, используемых для восприятия инфы, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтоб победить в таковой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как необходимые ему конкретно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на позже" решение почти всех проблем. А таковой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое "дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних быть может не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги либо телепередачи сохраняется обратная связь меж преподавателем и учениками. Это - реальность сегодняшнего денька. Интересно, что нас (и наших малышей) ждет в недалеком третьем тысячелетии.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Частная школа и новые методы образования"

  • Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
  • Цели воспитания детей
  • Развитие индивидуальных возможностей ребёнка
  • Индивидуальности детской психики
  • Общее понятие о внимании
  • Как избежать невроза у малышей
  • Развитие детского характера
  • Независимость малыша
  • Первый час после рождения ребенка
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Истерический невроз у малышей
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • Темпы адаптации
  • Режим новорожденного малыша
  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Источники ценностных представлений
  • Питание после рождения


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики