Понятие конфликта

17.07.2012 | Видео

Конфликт-явление социальное, порождаемое самой природой публичной жизни. Он конкретным видом выражает те либо другие стороны общественного бытия, место и роль человека в нем.
Социальные связи, свойственные обществу как непростой системе и целостному образованию, имеют устойчивый нрав и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от 1-го поколения людей к другому. Они реальны, так как осуществляются при совместной деятельности в точное время и для заслуги определенных целей. Эти связи и взаимоотношения устанавливаются не по чьей-или прихоти, а беспристрастно, под воздействием тех критерий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.
К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, оно первично по отношению к раздельной личности. Каждый индивидум, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере собственной социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям познания и ценности, определившиеся нормы повеления.
Следует учесть также и то, что самое главное для человека - это принадлежность к общности себе схожих. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таковым видом, что ему было предназначено сотрудничество с иными людьми. Совместно с тем в процессе взаимодействия индивидов и усложнения социальных связей на определенной ступени общественного развития во взаимных отношениях вместе с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств заслуги целей. Обострение схожих противоречий, их эскалация привели в конечном счете к активному противоборству, конфликтам.
Мы приходим к выводу к выводу о том, что конфликт должен восприниматься полностью нормальным публичным явлением, свойством социальных систем, процессом и методом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой собственной природе не быть может абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты - постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Конфликт - явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципно различается от остальных живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не "меркой собственного вида", а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе собственной жизнедеятельности. Человек наделен специфичным, лишь ему присущим качеством - разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. Сознание в его персональной и публичной формах представляет собой совокупность идей и взглядов, эмоций, привычек и нравов. Оно обхватывает все богатство духовной культуры - той "2-ой природы", что сотворена людьми.
Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек, в основном свободен в выборе направлений деятельности, сможет регулировать свои взаимоотношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Таковым видом, конфликт предстает как понимание на уровне отдельного человека, социальной группы либо наиболее широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт - явление обширно распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации появляются во всех сферах публичной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура либо идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
В самом деле, разве можно представить себе становление раздельной личности либо деятельность компании без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы. Причинами их могут быть, а именно, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования компании обстоятельств; трудности трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе меж отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмоциональные всплески, вызываемые различиями в характере, нраве и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и актуальном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.
Бесконфликтность - это иллюзия, утопия и уж тем паче не благо. Конфликты, как и неважно какие социальные противоречия, являются формой настоящих общественных связей, которые как раз и выражают содействие личностей, взаимоотношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, фактически постоянно есть место и конфликтам.
Очень значительно, что конфликт - это такое содействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей либо общественных сил, интересов, взглядов, позиций по наименьшей мере 2-ух сторон. В процессе его развертывания имеют место и деяния и контрдействия, потому что воплощение намерений участников конфликта неминуемо сопряжено с вмешательством в дела иной стороны (либо сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих достигнуть поставленной цели.
И очередная важная черта, которая выражается в том, что конфликт - прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в их сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых, конфликтное содействие различается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для их сразу и связующим звеном.
Во-вторых, хоть какой участник конфликтного противостояния так либо по другому должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
Психологи разглядывают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в базе которого лежат противоречия, существенные различия меж интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем сиим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, значит отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение различных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Ежели суммировать вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного осознания как столкновения сторон, мнений и сил, то для управленческой науки и прикладной значимости конфликтологии более близким и приемлемым будет, возможно, следующее определение: конфликт-это нормальное проявление социальных связей и отношений меж людьми, метод взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели 2-ух либо наиболее сторон. Вероятен выбор и остальных определений. Но при любом варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную природу и закономерный нрав конфликта как условия и процесса взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение способностей воздействия на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Понятие конфликта"

  • Суть и содержание инновационных конфликтов
  • Предпосылки инновационного конфликта
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • Методы разрешения конфликтов
  • Ценности человека
  • Конфликтные процессы
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Личностная направленность спеца психолога
  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Понятие инновации
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Социальные стереотипы
  • Психология делового общения
  • Независимость малыша
  • Личность - общение и формирование
  • Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Виды ценностей
  • Общее понятие о внимании


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики