Этика делового общения

17.07.2012 | Видео

В каждой культуре в любую историческую эпоху существует специальная система правил, предписывающих человеку точное поведение. Эта система правил включает "жесткие" законодательные правила, за нарушение которых накладываются предусмотренные законом санкции (прямо до смертной казни), и "мягкие" этические правила, рекомендующие совершать либо не совершать определенные поступки, поддерживаемые силой общественного мнения.
"Золотое правило" нравственности, сформулированное еще в глубокой древности, гласит: "Не делай остальным ничего такового, чего бы ты сам не хотел претерпеть со стороны остальных". "Золотое правило" является универсальным и в разных формулировках представлено во всех религиях: "Что ненавистно тебе самому, не делай никому" (Евангелие от Матфея); "Что вредно тебе, не делай другому" (Талмуд); "Чего не хочешь себе. Не делай другому" (конфуцианство).
Этические нормы, в которых выражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости - правильности и неправильности поступков людей, выступают одним из основных регуляторов деловых отношений. Можно гласить о неизбежности столкновения с вопросами этики в ходе деловой практики.
Для решения сложных неоднозначных задач и управления деловыми ситуациями нужно найти систему ценностей и понять для себя лично, что значит понятия "честность", "порядочность", "справедливость". Понимание собственной системы ценностей постоянно поможет принять верное решение, а для этого нужно обратиться к изучению этики в целом и деловой этики а именно. Слово "этика" (греч. Еtiка от еtnos - обычай, нрав) обыкновенно понимается в 2-ух значениях:
(1) этика - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Слово "этика" впервые было введено Аристотелем, изложившим в систематизированном виде главные понятия этики в собственном труде "Никомахова этика";
(2) этика в широком смысле - система всепригодных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе публичной жизни.
Важнейшие категории этики - "добро", "зло", "справедливость", "долг", "совесть".
Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т.е. Соответствует неким законам людского бытия. Иммануил Кант в предисловии к "Критике практического разума" предложил замечательный образ, сопоставив величие и незыблемость морального закона снутри нас и звездного неба над головой. Реально, и то и другое свидетельствует о эфемерности людского бытия по сопоставлению с космическими и моральными законами и совместно с тем о возможности людского разума постигать их и восхищаться ими.
Глубинный смысл этики заключается в том, что при решении практических задач она заставляет считаться с чем-то, далеко выходящим за пределы этих задач. Казалось бы, с точки зрения заслуги цели удобнее не считаться с моральными ориентирами. И не считаются, чему несть числа в нашей сегодняшней реальности. Хороший с точки зрения морали поступок, как подсказывает здравый смысл, чрезвычайно нередко противоречит сиюминутной выгоде. Как возлюбить ближнего как самого себя, ежели ближний - конкурент? Не проще ли конкурента убрать? Для чего придерживаться норм нравственности, ежели остальные их повсевременно нарушают? И все же исторический опыт подсказывает, что отказ от нравственных требований в конечном счете пагубно сказывается на всей жизни отдельного человека и общества в целом.
Этика делового общения, представляющая собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя определенные этические принципы, регулирующие деловые взаимоотношения. Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
В работе П.Н. Шихирева приведены современные этические принципы делового поведения, сформулированные американским социологом Л. Хосмером, в которых в обобщенном виде представлены аксиомы глобальный этической мысли.
Этические принципы делового поведения (по Л. Хосмеру)
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах либо интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, а именно Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами остальных людей, и различии меж интересами долгосрочными и краткосрочными).
2. Никогда не делай того, о чем нельзя могли быть сказать, что это реально честное, открытое и истинное, о котором можно могли быть с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.)
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не содействует формированию чувства локтя, потому что все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий, призывающих к добру и состраданию).
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на концепциях Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции меж людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, ежели вреду для общества, в каком ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма, разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллем).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать остальным, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права остальных (основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
8. Постоянно поступай так, чтоб максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат (принцип основан на финансовой теории А. Смита и учении В. Парето о лучшей сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на теории распределительной справедливости американского философа Дж. Ролса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории американского философа Р. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Приведенные принципы обобщают заслуги западной деловой культуры, и в той либо иной степени признаются справедливыми в разных деловых культурах. Но в каждом конкретном случае любая страна проходит собственный путь, имеет свою культурно-историческую специфику.
Русские духовно-нравственные основы делового поведения были изложены, наверное, впервые еще в "Поучении" Владимира Мономаха, обращенном к его сыновьям (начало XII в.) и Домострое (XVI в.). В наиболее близкие нам времена очень показательны принятые в 1912 г. Российскими, предпринимателями "Семь принципов ведения дел в России". Этот документ с полным основанием можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса России:
(1) Уважай власть.
(2) Будь честен и справедлив.
(3) Уважай право частной собственности.
(4) Люби и уважай человека.
(5) Будь верен собственному слову.
(6) Живи по средствам.
(7) Будь целеустремлен.
Естественно, Россия начала третьего тысячелетия различается от России начала XX века. Изменилась не только лишь страна, изменился весь мир, что наложило отпечаток на всю деловую культуру. Но, невзирая на все происходящие изменения, главные идеи, сформулированные в "Семи принципах", сохраняют свое значение и на данный момент. Возможно, они даже обретают особенное значение, ибо в критериях нарастающей криминализации бизнеса и почти всех сфер публичной деятельности стало ясно, что нужны твердые этические нормы, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и, в конечном счете, крах общества.
Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд "Российская деловая культура" разработал документ "Двенадцать принципов ведения дел в России", призывающий предпринимателей к утверждению последующих принципов деловых отношений".
Двенадцать принципов ведения дел в России
I. Принципы личности
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела - это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
3. Воздерживайся от насилия и от угрозы применения насилия как методов заслуги деловых целей.
II. Принципы специалиста
4. Постоянно веди дело сообразно средствам
5. Оправдывай доверие - в нем основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таковым, каким ты хочешь созидать собственного наилучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер тог, который тоже выигрывает от сделки
III. Принципы гражданина России
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся действующей власти.
8. Для законного воздействия на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на базе данных принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания
IV. Принципы гражданина Земли
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди внутри себя силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтоб они стали невыгодны всем.
12. Проявляй терпимость к представителям остальных культур, верований и стран. Они не хуже и не наилучше нас, они - ординарно остальные
Естественно, свод всех этических принципов - это некоторый идеал. Могли быть наивно рассчитывать, что довольно опубликовать его, и он станет руководством к действию. Этот итог быть может получен лишь в ходе продолжительной, систематической и кропотливой работы.
Современное общество выработало сложную систему обязательных этических правил, позволяющих людям вести взаимодействие. Но они далеко не постоянно соблюдаются в практических отношениях меж деловыми партнерами.

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Этика делового общения"

  • Психология делового общения
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Ценности человека
  • Понятие конфликта
  • Подведение итогов переговоров
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Личность - общение и формирование
  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Виды ценностей
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Методы психической корректировки
  • Методы разрешения конфликтов
  • Психическая черта игр, в которые играют люди
  • Психология делового общения
  • Методы ведения переговоров
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Структура личности


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики