Психическая напряжённость и напряжение

17.07.2012 | Видео

Как уже говорилось, вместе с физиологическими параметрами при оценке напряжённости обширно употребляются показатели деятельности. Энтузиазм к ним естествен, потому что в современных критериях проблема психологической напряжённости изучается сначала в связи с качеством работы в трудных критериях.
В этом плане особенное внимание было уделено характеру сдвигов в деятельности - её улучшению либо ухудшению. Так появилось основание для выделения 2-ух видов состояний: напряжения, оказывающего положительный, мобилизующий эффект на деятельность, и напряжённости, которая характеризуется понижением устойчивости психологических и двигательных функций прямо до дезинтеграции деятельности. Так, П.Б. Зильберман считает, что состояние напряжённости "обязано рассматриваться как помеха и ни в коем случае не сможет смешиваться с состоянием напряжения, неминуемо сопутствующим хоть какой непростой деятельности, тем паче таковой, которая выполняется на уровне, близком к пределу данного индивида". Другими словами термин "напряжение" в этом значении не содержит указания на психические индивидуальности этого состояния и употребляется практически традиционно - для обозначения деятельного состояния организма (в физиологии и медицине под "напряжением" понимают состояние повышенного функционирования организма и личности, напряжение сил).
Иной терминологии придерживается Т.А. Немчин, который на основании субъективных проявлений испытуемых, исследования с помощью опросника, сбора анамнестических данных, медицинского обследования и наблюдения были выделены три разновидности состояния нервно-психологического напряжения зависимо от интенсивности его выражения: слабое, умеренное (соответствующее "напряжению") и чрезвычайное (соответствующее "напряжённости").
1. 1 степень напряжения быть может названа напряжением только условно, потому что, в сути, при всем этом признаков напряжения или не наблюдается совершенно, или их проявления столько же незначительны, что испытуемые не склонны считать своё состояние нервно-психологическим напряжением. В этом случае у испытуемых вроде бы не происходит "включения" в экстремальную ситуацию, она не расценивается ими как сложная, требующая мобилизации усилий на её преодоление и достижение поставленной цели. При таком положении отсутствуют не только лишь мотивы для заслуги цели, да и мотивы к деятельности. Обследуемые не испытывают необходимости в успешном преодолении затруднений, которыми характеризуется ситуация беспристрастно, их не интересует итог деятельности и не беспокоят вероятные последствия. Испытуемые не отмечают каких-или явлений соматического либо психологического дискомфорта либо, напротив, комфорта и не расценивают ситуацию, в какой они оказались, как экстремальную. В связи с подобным отношением к происшествиям, к условиям деятельности, к задачам, которые должны решать испытуемые, они не обнаруживают заметных признаков реагирования на ситуацию и потому при объективных исследованиях и субъективных отчётах о своём состоянии и чувствах у их не выявляется существенных изменений, дающих право расценивать их состояние как состояние напряжения. В итоге при исследовании испытуемых свойства их состояния не различаются от обычных, повседневных черт как соматических систем, так и психологической сферы.
2. Самыми общими характеристиками 2 степени нервно-психологического напряжения выступают мобилизация психологической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психологических, душевных и физических сил. Ежели при всем этом и наблюдаются отдельные противные чувства со стороны соматических органов и систем, то они вроде бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и достигнуть высоких результатов при достижении цели. Таковым видом, при умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только лишь отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, рвение к энергичным действиям, да и испытывается ублажение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия меж отношением к желаемой цели и отношением к часто нелёгкому труду на оковы к её достижению и потому эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими.
При умеренно выраженном психическом напряжении в психологической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги:
" возрастает эффективность главных параметров внимания: увеличивается его объём, внимание становится наиболее устойчивым, усиливается способность к концентрации на выполняемом задании, снижается отвлекаемость. Повышение продуктивности функций внимания соединено ещё и с неким уменьшением переключаемости внимания, что обеспечивает сосредоточенность индивидума на решении основных задач, стоящих перед ним в данной экстремальной ситуации;
" меняется функция памяти, хотя модификация мнемической функции при напряжении не имеет настолько отчётливого и целостного положительного нрава, как функция внимания. Ежели объём кратковременного запоминания увеличивается, то способность индивидума к долговременному вербальному сохранению или фактически остаётся прежней, или обнаруживает тенденцию к снижению, больше проявляющуюся в старшем возрасте;
" увеличивается продуктивность логического мышления. Естественно полагать, что повышение продуктивности логического мышления как одной из самых принципиальных психологических функций надлежит связывать с активизацией остальных, рассмотренных выше, психологических действий. Можно сказать, что при напряжении 2 степени наблюдается повышение эффективности когнитивной деятельности в целом, невзирая на неоднонаправленность межфункциональных черт отдельных видов когнитивных действий.
" повышается продуктивности, увеличивается точность движений, уменьшается количество ошибок.
Таковым видом, умеренная степень нервно-психологического напряжения характеризуется фактически всеобъемлющим повышением свойства и эффективности психологической деятельности и представляет такую форму психологического состояния индивидума, при которой со всей полнотой раскрываются возможности человека к достижению цели, к выполнению той либо иной работы.
При 2 степени НПН наблюдаются изменения в динамических характеристиках нервной системы, которые в целом можно квалифицировать как повышение уровня её активированности.
1. При рассмотрении структурно-многофункциональных особенностей чрезмерно выраженного нервно-психологического напряжения (напряжения 3 степени) направляет на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психологической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и колоритно проявленное чувство общего физического и психологического дискомфорта. На 1-ый план выступают жалобы на нарушение деятельности соматических органов. Психологические нарушения, также имеющие место, остаются вроде бы на втором плане, маскируются соматическими жалобами, из которых более частыми являются жалобы на нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и выделительной системы и только потом идут жалобы на нарушения в психомоторике и на снижение способностей к продуктивной умственной деятельности. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и остальных противных последствий сложившейся экстремальной ситуации. Хотя испытуемые с напряжением 3 степени старались выделить, что у их имеются сначала соматические нарушения, более выраженные сдвиги у их наблюдаются со стороны психологической деятельности. К сиим нарушениям относятся ухудшение внимания, умственной работоспособности, сообразительности, помехоустойчивости, настроения, чувственной устойчивости, координации движений, неверие в возможность своими силами преодолеть затруднения и отсюда неверие в фурор и т.д. При 3 степени НПН выявляются отчётливые признаки нарушений в психологической сфере:
" особо значительно снижается объём внимания, его устойчивость и способность к концентрации, способность к переключению внимания;
" значительно снижаются продуктивность кратковременной памяти и способность к долговременному вербальному сохранению;
" обнаруживаются колоритно выраженные негативные сдвиги и в таковой характеристике оперативного мышления, как способность к решению логических задач;
" страдает координация деятельности.

В.Л. Марищук с соавторами классифицирует напряжённость по двум признакам: 1) характеру нарушений в деятельности и 2) силе, стойкости этих нарушений. По первому признаку различаются такие формы напряжённости, как тормозная, импульсивная и генерализованная.
Тормозная форма характеризуется замедленным выполнением умственных операций, особо страдает переключение внимания, затрудняется формирование новейших способностей и переделка старых, ухудшается способность выполнять привычные деяния в новейших критериях и др.
Импульсивная форма напряжённости выражается в большей степени в увеличении количества ошибочных действий при сохранении либо даже увеличении темпа работы. В данном случае характерными являются склонность к малоосмысленным, импульсивным действиям, ошибки в дифференцировке поступающих сигналов, забывание инструкций (даже самых простых), неоправданная спешка, суетливость и др. Такие проявления особо характерны для лиц с недостаточно сформированными профессиональными навыками.
Генерализованная форма напряжённости характеризуется мощным возбуждением, резким ухудшением выполнения, двигательной дискоординацией, одновременным снижением темпа работы и нарастанием ошибок, что в конечном счёте приводит к полному срыву деятельности. Лица, склонные к таковой форме напряжённости, испытывают часто чувства безразличия, обречённости и депрессии.
Что касается формы напряжённости по признаку силы и стойкости нарушений, то она, по мнению авторов, бывает трёх видов: 1) незначительная, резво исчезающая; 2) длительная и видно сказывающаяся на процессах деятельности; 3) длительная, резко выраженная, фактически не исчезающая, невзирая на профилактические меры.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Психическая напряжённость и напряжение"

  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • О психологических состояниях вообщем
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Методы психической корректировки
  • Общее понятие о внимании
  • Характеристики и функции внимания
  • Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость
  • Психология делового общения
  • Общее понятие о характере человека
  • Вторичная хроническая бессонница в позднем возрасте
  • Методы тренировки и развития внимания
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Виды внимания
  • Психические типы личности
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
  • Роль, эмоций в жизни человека


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики