Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода

25.03.2012 Этапы становления психологии как науки | Видео

Потребность в знании закономерностей личного и профессионального онтогенеза все почаще осознается обществом при решении почти всех вопросцев в самых различных сферах жизни и деятельности. К примеру, эти познания могут посодействовать не только лишь диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, да и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития; в процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей сможет способствовать нахождению адекватных сиим особенностям методов и средств выражения человеком собственной особенности и успешному профессиональному становлению.
Разглядим отдельные нюансы, определяющие актуальность исследования вопросцев, связанных с поиском типологических особенностей профессионального самоопределения в подростковом возрасте.
Проблема поиска актуального оковы не сможет не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения есть в протяжении всей жизни человека (особо на мастерски-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца. По этому поводу Катаева Л.И. Замечает: "Невзирая на то, что в крайние годы проблемное поле акмеологии как самостоятельной науки в области человекознания значительно расширилось, в том числе и в сфере самоопределения индивидума и личности, все же, проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта видоспецифической профессиональной активности и особенной граждански, духовно неповторимой особенности остается одной из основных, актуальных заморочек акмеологии". Такое положение вещей, по ее мнению, обосновано 2-мя причинами. С одной стороны, само развитие рассматривается как априорная черта жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С иной стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только лишь о специфичности развития человека в ней, да и о таковых общих проблемах как выбор актуального оковы, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента Л.И. Катаева ссылается на тот факт, что не только лишь в русской науке, да и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей неважно какие направления его жизнедеятельности (А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Е.А. Климов и др.). "Учеными подчеркивается, - пишет она, что проблема самоопределения является узловой неувязкой взаимодействия индивидума и общества: социальная детерминация личного сознания и роль своей активности субъекта в этой детерминации".
В связи с сиим особую важность приобретает проблема оказания психической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в согласовании со склонностями и возможностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.
Системный и субъектно-деятельностный подходы в российской психологии, обоснованные и развиваемые в работах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. Исследователей, являются методологической основой исследования психических закономерностей профессиональной деятельности и, а именно, пригодности человека к труду, и развития личности специалиста. Объектом и предметом исследования в данном направлении выступают личностные свойства субъекта, которые отражают его способности в освоении той либо иной определенной профессии, в реализации актуальных и профессиональных планов, успешном выполнении трудовых задач в критериях большенный сложности, ответственности и угрозы деятельности. Личностный принцип исследования стуктурно-динамических закономерностей формирования и проявления профессиональных способностей, профессионализации субъекта в критериях его онтогенетического развития и деятельностной детерминации находит широкое внедрение в исследованиях профессиональной пригодности субъекта.
Теоретической основой конкретно концепции профессионального становления личности в российской психологии в реальный момент являются исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Огромное воздействие на проектирование концепции оказали работы А.А.Бодалева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Л.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой.
Но, не смотря на все многообразие изучений в данной области, вопросцы, связанные с профессиональным самоопределением субъекта, остаются до конца не решенными. Сначала, это положение касается трудности определения путей профессионального развития личности зависимо от ее индивидуальных особенностей. Л.Н. Собчик так обозначает запрос к соответствующей практической деятельности психолога: "Каждому человеку обязано быть найдено место, более соответствующее его склонностям". Сам человек, по мнению Л.Н. Собчик, выбирая работу, почаще всего соизмеряет предполагаемую заработную плату, степень отдаленности работы от дома и уровень ее престижности со своими запросами и притязаниями. Далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности своим личным чертам и, только столкнувшись с определенными требованиями, которые трудовая деятельность предъявляет психике, начинают ощущать - или "удовлетворенность созидательного труда" и "счастье людского общения", или чувства тяжести и неудовлетворенности от работы. Эмоциональное отношение к труду, соответствие его процесса динамическим чертам деятельности определенного человека, требования, предъявляемые процессом труда к индивидуальному когнитивному стилю, степень коммуникативной задействованности, обилие стрессов либо, напротив, наличие монотонии, выраженный повседневный риск, требующий повышенной осторожности, строгая иерархия соподчиненности и беспрекословного выполнения указаний вышестоящего лица, нагрузки, связанные с необходимостью принятия самостоятельных решений в непростой и повсевременно меняющейся обстановке, - все это далеко не полный перечень профессиональной специфичности, требующей персонально-личной созвучности.
Начало исследования персонально-типологических особенностей в российской психологии, сначала, соединено с именем Павлова, его учеников и коллег. В 60-70-х годах в лаборатории Теплова-Небылицына, вместе с общетеоретическим направлением исследования параметров нервной системы, осуществлялось интенсивное исследование роли типологических особенностей параметров нервной системы и темперамента в спортивной, учебной и трудовой деятельности. Эти исследования проводились в научных коллективах Пермского педагогического института, Казанского и Ленинградского университетов, института общей, возрастной и педагогической психологии АПН СССР, Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, в институтах физической культуры. Накопленные данные о связи эффективности деятельности, а именно - в спорте высших достижений, с типологическими чертами параметров нервной системы создало основательную базу для предстоящего развития дифференциальной психофизиологии как научной дисциплины, помогло осознать природные предпосылки максимального проявления человеком собственных способностей. Исследование типологических особенностей проявления параметров нервной системы у большого контингента людей разных профессий и видов спорта позволило выделить типологические индивидуальности в качестве психофизиологических критериев для ориентации и отбора, также сформулировать принципы прогнозирования эффективности деятельности с учетом этих типологических особенностей. Получило практическое доказательство теоретическое положение Б.М Теплова, что нет плохих и хороших типологических особенностей и, что высоких социальных достижений могут добиваться люди с разной типологией.
Так, К.М. Гуревич (1974) отмечал, что каждый человек сможет овладеть хоть какой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни человека ограничен (особо это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность - не только лишь личное несчастье, она отражается и на всем обществе. Потому, считает Е.П.Ильин, дифференциальная психофизиология труда в одних вариантах обязана посодействовать отыскать кратчайшие и более эффективные для данного человека оковы формирования профессионального мастерства, а в остальных она обязана предотвратить вероятные ошибки в выборе профессионального вида деятельности.
Наиболее того, Л.Н. Собчик пишет: "…каждый тип личности, даже при заострении черт нрава и недостаточно развитых умственных способностях, быть может адаптирован к той либо иной мастерски-трудовой деятельности, ежели при всем этом будут верно учтены более сильные, позитивные личные индивидуальности, а слабенькие, негативные черты окажутся взятыми под контроль либо компенсированными". При всем этом создатель подчеркивает, что успешность профконсультирования при решении настолько сложных задач возможна "только при целостном, разностороннем подходе к личности и исключена при внедрении отдельных "профориентационных шкал", которые грубо сортируют людей на годных и негодных…".
Как справедливо отмечает С.Е.Пиняева, проблема личного и профессионального развития изучается представителями почти всех научных дисциплин (социологии, истории, философии, юриспруденции и др.), в том числе представителями психической науки. Ученые, занимающиеся исследованием обсуждаемой трудности, принадлежат к разным школам и направлениям в психологии, но, невзирая на это, выявляется и общая тенденция в их подходах. Она состоит в том, что развитие личности в различных концепциях рассматривается в контексте взаимного воздействия индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и/либо профессионализации.
В связи с сиим интересен подступ к дилемме развития профессионального мастерства с позиций определения понятия "персональный стиль деятельности". Работы в этой области А.Адлера, Г.Оллпорта, Х. Виткина - в забугорной и В.С.Мерлина, Е.И. Климова - в российской психологии позволили изучать взаимовлияние биологического и общественного в процессе профессионального становления человека. В реальный момент Е.П. Ильин отмечает, что исследование связи типологических особенностей проявления параметров нервной системы со возможностями, склонностями, волевыми свойствами, устойчивостью к разным неблагоприятным состояниям, стилями деятельности и поведения помогает осознать как биологическое, врожденное реализуется в психическом, каким видом образуется сплав биологического и общественного в компании человека.
Таковым видом, на 1-ый план в исследовании трудности профессионального самоопределения личности выходит также задачка исследования типологически обусловленных различий в самом протекании указанного процесса.
Актуальность типологического подхода в психологии развития и общей психологии многократно отмечали многие российские ученые. Так, Теплов писал: "Строго говоря, ни в одном разделе психологии нельзя принципно отвлекаться от вопросца о индивидуальных различиях; такое отвлечение возможно только как временное самоограничение, естественное во всяком научном исследовании".
В.В.Давыдов, анализируя состояние возрастной психологии в собственной крайней крупной теоретической работе отметил "некоторую односторонность" российской психологии, сначала, в связи с тем, что "мы не учитывали индивидуальных вариантов развития".
Обобщая взгляды на состояние данной трудности забугорных и отечественных ученых, Г.В. Бурменская подчеркивает, что сейчас на 1-ый план выдвигаются вопросцы о механизмах и критериях формирования важнейших психических различий в детском возрасте, о динамике изменения индивидуальных особенностей во времени - их устойчивости и изменчивости, стабильном или преходящем нраве. Невзирая на то, что эти вопросцы имеют самостоятельное теоретическое значение в рамках психологии развития (Kagan, 1984), все же особую остроту они приобретают в ситуациях психического консультирования, так как любая проба установить психический диагноз (тем паче, построить прогноз развития) просит учета не только лишь общей логики развития, да и почти всех специфических особенностей определенного малыша либо подростка. Не секрет, что в текущее время прогноз развития (который, как полагает Г.В.Бурменская, по собственной сущности имеет условно-вариативный нрав) в значимой мере определяется практическим опытом и интуицией психолога, так как нужная база для него в виде довольно разработанной картины вариантов детского развития в онтогенезе реально отсутствует (точнее, она намечена только в отдельных разделах). Практически практика возрастно-психического консультирования, по мнению Г.В.Бурменской, прямо столкнулась с неувязкой сочетания номотетического и идиографического подходов, со всей ее сложностью и, к огорчению, неотрефлексированностью в рамках российской возрастной психологии (в западной психологии эта проблема интенсивно обсуждается и анализируется - см.: Тер Лаак, 1996).
Таковым видом, актуальность исследования персонально-психических различий в онтогенезе диктуется, сначала, внутренними потребностями практической деятельности бессчетных психологов, работающих в школах и консультативных центрах, детских садах и больницах. В то же время недостаточная разработанность трудности возникновения и динамики индивидуальных различий в рамках возрастной психологии развития ощущается и в общей и в педагогической психологии.
Данные положения помогают найти очередной аспект важности проводимых нами изучений. Выявление типологических особенностей профессионального самоопределения личности сможет посодействовать практическим психологам организовать наиболее адекватное, а поэтому - эффективное социально-психологическое сопровождение указанного процесса.
Посреди современных изучений, посвященных дилемме личного и профессионального онтогенеза в период взрослости, следует отметить работу С.Е. Пиняевой и Н.В.Андреева. Актуальности этого вопросца, по их мнению, разъясняется, с одной стороны, тем, что личные свойства человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, индивидуальности ума и др.) оказывают значительное воздействие на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут, как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению (к примеру, в случае отсутствия общих профессиональных способностей - активности, саморегуляции, помехоустойчивости и др.), приводить к наиболее быстрому профессиональному старению и деформации. С иной стороны, по их мнению, профессиональная деятельность сможет оказывать обратное воздействие (позитивное либо негативное) на личностный онтогенез, к примеру, на формирование самооценки, самоотношения и т.д.
Понятно, что на каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление различается своим содержанием и динамикой. Мы в собственном исследовании решили сделать упор на исследовании закономерностей и индивидуальных различий личного и профессионального онтогенеза подростков. Данный выбор обусловлен рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, тем, что, по мнению большинства как отечественных, так и забугорных авторов, чем ранее начнется направленное личностное и профессиональное развитие человека, тем в основном можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого субъекта в современном, меняющемся мире.
Во-вторых, тем, что индивидуальности поведения и переживания человека в ситуации широкого общественного выбора актуализируются в юношеском возрасте и, следовательно, целенаправленное воздействие на процесс профессионального самоопределения, по-нашему мнению, целенаправлено начинать, ориентируясь на зону ближайшего развития, со старшего подросткового возраста. Конкретно в подростковом возрасте, по мнению А.Н.Леонтьева, начинается 2-ое рождение личности, которое выражается в появлении рвения и возможности обдумывать свои мотивы, также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
И, в-третьих, подобные исследования являются особо актуальными в критериях трансформации ценностных ориентаций и актуальных установок, характерных для современного российского общества. Так, Л.М. Митина указывает на то, что в реальный момент происходит изменение вида профессии, и, как следствие, изменение системы общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Ранее идеальный образ специалиста почти во всем был связан с видом определенных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (время от времени это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). На данный момент можно наблюдать, что в некой степени "идеальный образ специалиста" заменен "идеальным видом жизни" ("американский", "европейский", "новейших русских" и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии сменила ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого вида жизни, при всем этом профессия уже выступает средством заслуги этого вида жизни, а не его значимой частью.
Не подлежит сомнению, что указанный процесс затрагивает, сначала, поколение молодых людей старшего школьного возраста. Он значительно влияет на выбор их актуального и профессионального оковы, и поэтому просит своевременного и умелого вмешательства в процесс профессионального самоопределения старших подростков со стороны родителей, преподавателей, преподавателей-психологов и психологов - профконсультантов.
Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что исследование типологических особенностей профессионального самоопределения подростков актуально для решения как теоретических (выявление статистически значимых индивидуальных различий в протекании указанного процесса), так и практических (выявление ориентиров в деятельности по профконсультированию подростков) задач.
Целью данного исследования является исследование особенностей профессионального самоопределения подростков зависимо от их персонально-типологических различий.
Предмет исследования - типологические индивидуальности профессионального самоопределения подростков.

Объект исследования - процесс профессионального самоопределения подростков.

Задачки исследования:
1) Исследование философской, психической, методологической, педагогической, мед и социальной литературы по теме.
2) Определение оптимальных методов исследования, адекватных выбранной теме.
3) Исследование особенностей мотивов профессионального выбора, предпочитаемых сфер профессиональной деятельности и профессиональных интересов подростков в связи с их лично-характерологическими проявлениями.
4) Соотнесение особенностей профессионального выбора подростков с различными персонально-типологическими параметрами.
В процессе исследования мы руководствовались следующей гипотезой - "Возможно, существует статистически важная зависимость меж лично-типологическими чертами подростков и чертами их профессионального самоопределения".

Этапы и методы исследования:
- выявление акцентуаций нрава подростков и определение типологической принадлежности исследуемых (патохарактерологический диагностический опросник, создатель А.Е.Личко);
- исследование познавательных интересов в связи с задачами проофриентации (Карта интересов, создатель А.Е.Голомшток);
- исследование профессиональной мотивации учащихся (методика Л.А.Верщагиной);
- исследование сферы профессиональных предпочтений учащихся (методика Йовайши);
- исследование сферы профессиональной деятельности в связи с типом личности обучающихся (методика Дж.Холланда).

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода"

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • О психологических состояниях вообщем
  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Донаучная психология
  • Элементы психотерапии
  • Личность - общение и формирование
  • Методы психической корректировки
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Психология и естествознание
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость
  • Психическая напряжённость и напряжение
  • Общее понятие о характере человека
  • Ценности человека
  • Общее понятие о внимании
  • Цели воспитания детей
  • Понятие конфликта
  • Характеристики и функции внимания


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики