Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения собственных действий поставленной цели.
Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые деяния дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под воздействием ситуативных эмоций и желаний.
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях малыша с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Поначалу взрослые с помощью слова регулируют поведение малыша, позже усваивая фактически содержание требований взрослых, он равномерно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. Опосля овладения речью слово становится для дошкольников, не лишь средством общения, но и средством организации поведения.
Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что возникновение волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого деяния трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В. Запорожец считает более существенным для психологии воли превращение известных социальных и сначала, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех определенных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды собственной жизни. Становится так же вопрос о умственных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного юношества усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Возникновение определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для малыша более важными, ведет к тому, что руководствуясь в собственном поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он равномерно овладевает умением подчинять свои деяния мотивам, которые существенно удалены от цели деяния, в частности, мотивам публичного характера. У него возникает уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и возникают волевые деяния, но сфера их применения и их место в поведении малыша остаются крайне ограниченными. Исследования демонстрируют, что лишь старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Волевая готовность к школьному обучению"