Разнообразие чувственных явлений

25.03.2012 Основные этапы развития специальной психологии | Видео

Все многообразие чувственных явлений можно поделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением актуальных потребностей человека и поэтому доставляющие наслаждение, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением актуальных потребностей и поэтому доставляющие неудовольствие.
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс фрустрацию, страсть.
Простейшая форма чувственного переживания - это, так называемый чувственный, либо эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску, своеобразный качественный оттенок психологического процесса, побуждающие субъекта к их сохранению либо устранению. Хорошо популярно, что некие цвета, запахи сами по себе, независимо от из значения, от мемуаров и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное либо неприятное чувство.
Чувственный тон вроде бы аккумулирует внутри себя отражение более общих и нередко встречающихся признаков полезных и вредных причин окружающей реальности. Благодаря собственной обобщенности чувственный тон помогая принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со собственной информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон часто носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и т. Д. Для 1-го человека могут вызвать у другого совершенно обратные переживания. Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Повсевременно проигрывающий нам партнер кажется наиболее симпатичным, чем тот, который постоянно выигрывает у нас. Невзирая на свою внешнюю незначительность, познание и целенаправленное внедрение чувственного тона дозволяет повлиять на настроение человека, повышать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение чрезвычайно разнообразно и быть может радостным либо печальным, веселым либо угнетенным, бодрым либо подавленным, спокойным либо раздраженным и т.д. Настроение является чувственной реакциейне на непосредственные последствия тех либо других событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих актуальных планов, интересов и ожиданий. Отмечая индивидуальности настроения, С.Л. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а лично, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение значительно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особо, от тонуса нервной системы. Предпосылки того либо другого настроения не постоянно ясны переживающему их человеку, а тем паче окружающим его людям. Недаром молвят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение - это безотчетная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина постоянно есть и быть может определена.
Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует либо подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при различных настроениях сможет казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и еще хуже, он встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказывается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом собственного настроения и, как увидел один известный герой: "хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться". Потому человек должен управлять своим настроением. Для этого можно применять образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек просто переживает и временные неудачи и огорчения.
К. Изард выделил последующие главные, "фундаментальные эмоции".
Энтузиазм - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию способностей и умений, приобретению познаний, мотивирующее обучение.
Удовлетворенность - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью довольно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика либо, во всяком случае, неопределенна.
Удивление - не имеющая верно выраженного положительного либо отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и сможет переходить в энтузиазм.
Мучение - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной либо кажущейся таковой информацией о невозможности ублажения важнейших актуальных потребностей, которое до этого момента казалось наиболее либо наименее вероятным, почаще всего протекает в форме чувственного стресса.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, обычно, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением сурового препятствия на оковы ублажения исключительно принципиальной для субъекта потребности.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами др.), соприкосновение с которыми (физическое содействие, коммуникация в разговоре и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными либо эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, ежели оно сочетается с гневом, сможет в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-или либо чего-или.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием актуальных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Крайние представляются субъекту как низменные, не надлежащие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом инфы о возможной опасности его жизненному благополучию, о настоящей либо воображаемой угрозы. В различие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает только вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на базе этого (нередко недостаточно достоверного либо преувеличенного прогноза).
Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только лишь ожиданиям окружающих, да и своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Из соединения фундаментальных эмоций появляются такие комплексные эмоциональные состояния, как, к примеру, тревожность, которая сможет сочетать внутри себя страх, гнев, вину и энтузиазм. Любая из обозначенных эмоций лежит в базе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (к примеру, удовлетворенность, ублажение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).
Эмоциональные переживания носят неоднозначный нрав. Один и тот же объект сможет вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные взаимоотношения. Это явление получило заглавие амбивалентность (двойственность) эмоций. Обыкновенно амбивалентность вызвана тем, что отдельные индивидуальности сложного объекта по-различному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и сразу осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность быть может порождена и противоречием меж устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из их ситуативными чувствами (так, к примеру, совмещая любовь и ненависть при ревности).
Самой мощной чувственной реакцией является аффект. Аффект (от лат. - "душевное волнение", "страсть") - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением принципиальных для субъекта актуальных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является вроде бы сдвинутым к его концу. Любое чувство сможет переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступления любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейств, и религиозный экстаз и т.д. Время от времени аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы речи. Таковыми могут быть ужас, отчаяние. Либо, ежели человек непредвиденно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.
Причиной аффекта сможет стать конфликт, противоречие меж мощным влечением, желанием, стремлением человека к чему-или и беспристрастной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, при этом человек не в состоянии либо не желает понять эту невозможность либо не сможет с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт сможет заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в собственных силах, недооценке собственных способностей, Так к примеру, задачка сможет казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх.
Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При это изменяются главные свойства внимания и в поле восприятия удерживаются лишь те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все другие раздражители осознаются недостаточно, и это одна из обстоятельств практической неуправляемости сиим состоянием. Не считая того, меняется мышление, человеку тяжело сосредоточиться, предвидеть итог собственных поступков, и целесообразное поведение становится невозможным. Отличительная черта аффекта - ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается мощной и беспорядочной двигательной активностью, происходит собственного рода разрядка в действии.
Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек вроде бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учета обстановки. Ежели в сфере действий человека попадают предметы, не имеющие отношение к причине аффекта, он сможет в ярости отшвырнуть попавшую под руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек вроде бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю. Лермонтовым в поэме "Мцыри":

Тогда на землю я упал,
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В ней горючею рекой.

Такое состояние вызвано мощным возбуждением определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обладая качествами доменанты, аффект тормозит несвязанные с ним психологические процессы и навязывает тот либо иной стереотипный метод "аварийного" разрешения ситуации. Потому что эти методы (оцепление, бегство, агрессия) сложились в процессе биологической эволюции, то и оправдывают они себя лишь в соответствующих биологических критериях.
Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В итоге аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на событие.
Могли быть неверно мыслить, что аффект стопроцентно неуправляем. Невзирая на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И ежели на конечных этапах, когда человек стопроцентно теряет контроль над собой, остановиться фактически неосуществимо, то сначала это сможет сделать хоть какой нормальный человек. Естественно, это время от времени просит огромных волевых усилий, тем паче значимых, чем в большей мере развилось аффективное состояние. Тут самое важное отсрочить наступление аффекта, "затушить" аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.
Очередная обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом ("давление", "напряжение") понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в разные неблагоприятные факторы - усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой конкретно раздражитель действует на него в данный момент. При этом эти раздражители необязательно должны существовать в действительности. Человек реагирует не только лишь на действительную опасность, да и на угрозу либо на упоминание о ней.
В текущее время зависимо от стрессового фактора выделяют разные виды стресса, которые в более общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психический стресс в свою очередь можно поделить на информационный и эмоциональный. Ежели человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высочайшей степени ответственности, т.е. Когда возникает информационная перегрузка, сможет развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, угрозы, обиды и т.п. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 шага. 1-ый шаг - реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При всем этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачки обеспечивается зачет второстепенных задач, Человек справляется с нагрузкой при помощи функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором шаге - шаге стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне, Наружное поведение мало различается от нормы, все будто бы налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Ежели стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает 3-ий шаг - истощение, что сможет привести к значительному ухудшению самочувствия, разным заболеваниям и даже к смерти.
Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смертность от коронарной у представителей 13 профессиональных групп. Выяснились удовлетворенно любопытные сведения: Врачи - хирурги, мелкие собственники практически в 10 раз почаще погибали от инфаркта миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты - в 5 с лишним раз. В остальных вариантах отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков - испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На 1-ый взор, меж трудом доктора и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но ежели вдуматься, это общее обнаружить несложно: оно в особом, время от времени чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Конкретно неизменное пребывание в критериях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.
Стрессовые состояния значительно влияют на деятельность человека. Люди с разными чертами нервной системы по-различному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышения эффективности деятельности. Это та называемый "стресс льва".
Опасность вроде бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С иной стороны, стресс сможет вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение ("стресс кролика").
Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от почти всех критерий, но сначала от психической подготовки человека, включающей умение резво оценивать обстановку, способности мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.
Фрустрация ("обман", "расстройство", "разрушение планов") - состояние человека, вызываемое беспристрастно непреодолимыми трудностями, возникающими на оковы к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии Фрустрации человек сможет проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.
Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на актуальные трудности. Особо нередко источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые взаимоотношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его чувственной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с таковыми факторами.
Особенной формой чувственного переживания является страсть. По интенсивности чувственного возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости припоминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью именуют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Предпосылки формирования страсти довольно разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (к примеру, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений либо иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть органически связана с потребностями и иными качествами личности. Страсть избирательна и постоянно предметна. Таковые, к примеру, наблюдающиеся у людей страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.
Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать оковы заслуги потребности. Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не придавали значения собственному внешнему виду, забывали про сон и еду.
Более принципиальной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большенный силой. Потому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фатальную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В реальности оценка значения страсти довольно субъективна. Страсть быть может принята, санкционирована личностью, а сможет осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Огромную роль в оценке играет общественное мировоззрение. Так, к примеру, в рамках одной культуры приверженность народным принципам и идеалам сможет рассматриваться людьми как преданность традициям, то время как остальные могут именовать эту страсть фанатизмом; либо страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, но быть может положительно оценена в рамках иной социальной группы как экономность, расчетливость.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Разнообразие чувственных явлений"

  • Общее понятие о внимании
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Общее понятие о характере человека
  • О психологических состояниях вообщем
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Депрессия
  • Ценности человека
  • Суть и содержание инновационных конфликтов
  • Виды внимания
  • Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость
  • Рассеянность
  • Защитные механизмы личности
  • Характеристики и функции внимания
  • Методы психической корректировки
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • Психическая напряжённость и напряжение


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики