Нравственная готовность к школьному обучению

20.03.2012 Психология экстремальных ситуаций | Видео

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у их на этой основе нравственных представлений и эмоций, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений меж взрослыми и детками. Он пишет, что у малышей дошкольного возраста, в отличие от ранешнего юношества, складываются отношения нового типа, что и создает необыкновенную, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность малыша осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь малыша. Это порождает у малышей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не лишь воспроизводить отдельные деяния взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с иными людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В критериях повседневного поведения и общения со взрослыми, также в практике ролевой игры у малыша-дошкольника формируется обобщенное знание почти всех социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. 1-ые этические инстанции представляют собой пока еще относительно обыкновенные системные образования, являющиеся зародышами нравственных эмоций, на основе которых в дальнейшем формируются уже полностью зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию наиболее сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что конкретно потому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением малыша и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психических исследований. У малышей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по собственной структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответственных нравственных инстанциях.

Возникновение у малыша к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новейшую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву гласить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Нравственная готовность к школьному обучению"

  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Психическая готовность к школьному обучению
  • Короткие итоги дошкольного развития малыша
  • Формирование нравственных отношений в игре
  • Этапы развития речи малыша
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • 1-ые деньки малыша
  • Независимость малыша
  • Личностная готовность к школьному обучению
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Первый час после рождения ребенка
  • Двигательная активность малыша
  • Цели воспитания детей
  • Источники ценностных представлений
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Восприятие и память у малышей
  • Характеристика пубертатного периода


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики