Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у их на этой основе нравственных представлений и эмоций, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений меж взрослыми и детками. Он пишет, что у малышей дошкольного возраста, в отличие от ранешнего юношества, складываются отношения нового типа, что и создает необыкновенную, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
В раннем детстве деятельность малыша осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.
Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь малыша. Это порождает у малышей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не лишь воспроизводить отдельные деяния взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с иными людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.
В критериях повседневного поведения и общения со взрослыми, также в практике ролевой игры у малыша-дошкольника формируется обобщенное знание почти всех социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. 1-ые этические инстанции представляют собой пока еще относительно обыкновенные системные образования, являющиеся зародышами нравственных эмоций, на основе которых в дальнейшем формируются уже полностью зрелые нравственные чувства и убеждения.
Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию наиболее сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.
А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что конкретно потому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением малыша и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психических исследований. У малышей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по собственной структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответственных нравственных инстанциях.
Возникновение у малыша к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это характеризует новейшую ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву гласить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначального, фактического, склада личности».
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Нравственная готовность к школьному обучению"