Восприятие и память у малышей

19.03.2012 Современная социальная психология | Видео

Из всех органов эмоций главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает интенсивно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного малыша можно зафиксировать следящие движения глаз.
Поначалу такие движения осуществляются в главном в горизонтальной плоскости, позже возникает слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, к примеру круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, возникает на 2-ом месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с 1-го предмета на иной.

Малыши первых 2-ух месяцев жизни огромную часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в умеренном состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, менее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достигнуть у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии смотреть очами за передвигающимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно слабеньким.

Довольно неплохой уровень развития движений глаз можно отметить у малыша приблизительно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей наружной стимулирующей среды. Глазные движения малышей развиваются резвее и становятся наиболее совершенными при наличии в поле зрения ярчайших, симпатичных предметов, также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может следить ребенок.

Приблизительно со второго месяца жизни у малыша отмечается способность к различению простых цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у малыша, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса мамы. Опыты, проведенные учеными, проявили, что малыш проявляет очевидное беспокойство в этом случае, ежели перед его взглядом возникает мама и начинает гласить «не своим» голосом либо когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом мамы (таковая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде тестов с детками детского возраста).

Следя за развитием малышей первого года жизни, русские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что приблизительно на 6-ой недели жизни малыша его поведение при виде взрослого человека резко изменяется. Ежели ранее взгляд малыша только ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то сейчас происходит нечто совершенно другое: ребенок долго и пристально глядит в глаза взрослому, на лице его возникает ухмылка, он начинает гулить. Создается воспоминание, что поведение малыша осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые окрестили эту изумительную реакцию малыша “комплексом оживления”.

На 2-ом месяце жизни малыш особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфичными и практически постоянно ярко эмоционально окрашенными. На ухмылку мамы в возрасте около 2 - 3 месяцев малыш реагирует также ухмылкой и общей активизацией движений.

Было бы неправильно связывать возникновение у малыша комплекса оживления со зрительным восприятием отлично знакомых лиц. Многие слепые от рождения малыши также начинают улыбаться приблизительно в 2-ух-трехмесячном возрасте, услышав лишь глас собственной мамы.

Ухмылка на лице малыша возникает и поддерживается не сама собой. Ее возникновению и сохранению содействует ласковое обращение мамы с ребенком либо заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его глас приятным и чувственным.

Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком содействует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психологического развития малыша.

Последующие наблюдения и работы русских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и остальных) проявили, что комплекс оживления есть не что другое, как выражение потребности малыша в разговоре со взрослым, активная попытка малыша завлекать и задерживать взрослого человека, разговаривать с ним.

1-ые элементы комплекса оживления возникают на 2-ом месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, ухмылка, гуление, причем все они сначала появляются как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и возникают сразу. Каждый из их выступает как специфическая реакция на надлежащие действия взрослого и служит цели активизации общения малыша со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления показывается ребенком всякий раз, когда у малыша возникает потребность общения со взрослым.
К 3-х - четырехмесячному возрасту малыши своим поведением отчетливо демонстрируют, что они предпочитают созидать, слышать и разговаривать только со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека либо когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже ежели в этот момент времени рядом с ним находится родная мама. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней вырастает и стремление малыша повсевременно находиться рядом со знакомым человеком, почаще всего с мамой, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего собственного уровня эта тенденция появления страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки добивается приблизительно к 14 - 18 месяцам жизни, а потом равномерно миниатюризируется. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для малыша период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Разглядим некие данные, которые охарактеризовывают развитие восприятия предметов и памяти у малышей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность чувств и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу ранешнего возраста, около 1-го года. Скоро опосля рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в собственных первичных формах также складывается у малыша в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета менее секунду. Опосля 3 - 4 месяцев время сохранения вида возрастает, ребенок приобретает способность узнавать лицо и глас мамы в любое время денька. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не лишь в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, неожиданно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, навечно выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, имеющиеся меж предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у малышей детского возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей меж сочетаемыми раздражителями. Позже, приблизительно к полутора годам, формируется длительная память, рассчитанная на длительное хранение инфы. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у малыша, начинающееся приблизительно с третьего месяца жизни, оказывает существенное воздействие на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Предстоящий прогресс в восприятии глубины у малышей впрямую связан с практикой передвижения малыша в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в сервис практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами получают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Малышам годовалого либо близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный энтузиазм к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в их контуры, контрасты, обыкновенные формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Малыши проявляют завышенный энтузиазм к цветам, у их очень выражена ориентировочно - исследовательская реакция на все новое и необычное. Малыши оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались ранее.

Существует догадка, предложенная Ж. Пиаже, что у малышей уже существует прототип схемы в форме простой возможности упорядоченного отражения действительности в виде общих параметров, присущих ряду схожих, но не схожих явлений. О этом говорит тот факт, что многие годовалые малыши различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, звериных, пищу, в том числе по изображениям.

Ежели на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он показывает возможность восстановления вида предмета по памяти. Обычный и действенный способ оценить умение малыша воспроизводить образ заключается в том, чтоб спросить его, где находится узнаваемый ему предмет. Ребенок, как правило, начинает интенсивно находить этот предмет поворотами глаз, головы, тела.

Для того чтоб поглубже осознать, какого уровня развития добивается малыш в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы.

Схема - это основная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя более информативные, значительные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта либо ситуации содержит внутри себя подробную информацию о более принципиальных элементах этого объекта либо ситуации, также о взаимосвязях этих частей. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у малышей. Старшие малыши сформировывают когнитивные схемы незнакомых объектов опосля того, как поглядят на их в течение нескольких секунд.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтоб уловить настроение человека, малыши глядят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Сразу они учатся вести целенаправленный поиск подходящих информативных частей.

К концу первого года жизни относятся 1-ые признаки наличия мышления у малыша в форме сенсомоторного интеллекта.

Малыши этого возраста замечают, усваивают и в собственных практических действиях употребляют элементарные характеристики и отношения предметов. Предстоящий прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Восприятие и память у малышей"

  • Двигательная активность малыша
  • 1-ые деньки малыша
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Этапы развития речи малыша
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Первый час после рождения ребенка
  • Сколько ребенок должен спать
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Питание после рождения
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Методы тренировки и развития внимания
  • Индивидуальности детской психики
  • Построение воспитывающего диалога
  • Режим новорожденного малыша
  • Нравственная готовность к школьному обучению
  • Темпы адаптации
  • Развитие детского характера


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики