Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части собственной жизни, и по длительности собственного действия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности малыша, и к поступлению в школу он уже наиболее чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в свойства как положительного, так и отрицательного причины воспитания. Положительное действие на личность малыша состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – мамы, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не хлопочет столько о нем. И вместе с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании малышей, сколько может сделать семья.
Семья – это особенного рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные малыши; честолюбивые родители нередко так подавляют собственных малышей, что это приводит к возникновению у их комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у собственных малышей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтоб максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные воздействия семьи на воспитание малыша. Для этого необходимо точно найти внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Основное в воспитании маленького человека – достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего малыша наедине самим с собой.
Конкретно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает 1-ые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Чрезвычайно важно, чтоб то, чему мы учим малыша, подкреплялось конкретными примерами, чтоб он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Ежели Ваш ребенок видит, что его мать и папа, которые каждый денек твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок либо идеалов. И чрезвычайно трудно отступает от их.
Конфликтная ситуация меж родителями – различные подходы к воспитанию малышей.
1-ая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Ежели придется идти на компромисс, то обязательно, чтоб главные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель воспринимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтоб ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. Обсуждать эти вопросы лучше без него.
Малыши быстро «схватывают» сказанное и довольно просто маневрируют меж родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на 1-ое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет наиболее полезным для малыша.
В разговоре у взрослых и малышей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие малыша, т.е. Ребенок принимается таковым, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый глядит очами малыша на проблемы, воспринимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Воздействие семьи на становление личности"