У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов ( защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, либо рефлекс Робинзона ).
Существуют также совсем необходимые для жизни рефлексы: дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некие другие.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок владеет психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же конкретно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и чрезвычайно диффузной, но все же собственной индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (к примеру, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в разговоре с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования малыша.
Признание указанных потребностей просит признания у малыша и соответственных аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из их вызывает у малыша отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - удовлетворенность, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (к примеру, так называемый комплекс оживления) и так дальше.
Следовательно, содержание психической жизни малышей первого года жизни характеризуются поначалу аффективно окрашенными ощущениями, а потом глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании малыша сначала представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, полностью объясним, так как для малыша, практически лишенного инстинктивных способов удовлетворения собственных потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически наиболее важными являются ориентация в состоянии собственных потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация о этом. Переживание представляет собой средство таковой ориентации). Однако на протяжении года сознание малыша развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, возникают 1-ые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с сиим потребности малыша больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы получают побудительную силу. Потому, попадая в поле восприятия малыша, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность малыша в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и описывает ситуативность малышей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таковым образом, и это нужно особенно подчеркнуть, у малышей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают только те, которые имеют для их смысл, отвечают их потребностям.
Беспомощность малыша и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых малышей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "1-ые деньки малыша"