Этапы развития речи малыша

20.03.2012 Марцинковская возрастная психология | Видео

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Довербальное развитие общения)

Этап охватывает 1-й год жизни малышей срок небольшой по сравнению с длительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции малыша.
Ситуативно-личностное общение

На протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми.

Оно характеризуется следующими чертами:

· общение находится на положении ведущей деятельности малышей, опосредуя все их другие отношения с миром;

· содержание потребности малышей в разговоре сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;

· главным средством общения с окружающими людьми служит для малышей категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.

Ситуативно-деловое общение

В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, наиболее сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно различается таковыми чертами:

1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности малыша, которая занимает положение ведущей;

2) содержание потребности малышей в разговоре обогащается новеньким компонентом стремлением малыша к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды малышей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;

3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как малыши, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут сейчас контактов со взрослым;

4) главным средством общения с окружающими людьми для малышей служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для функционирования в свойства коммуникативных сигналов.

Эмоциональные и 1-ые обыкновенные практические контакты, замыкающиеся меж детками и взрослыми в рамках 2-ух первых форм общения, не требуют от малыша владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что малыш вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные действия составляют огромную и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Потому можно предполагать, что у малышей рано возникает особенное отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для малыша центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и очень важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Вокализации имеют вид коротких либо певучих звуков, в которых выражается состояние малыша, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения ( гукание ).

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детками.

Вокализации малышей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некие из их имеют внешнее сходство со словами. Так, малыш может лепетать “дя-дя”, но этот звукокомплекс не различается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия малыша с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются детками и для общения с окружающими людьми.

Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие создатели обязательно включают предречевые вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения малыша. С помощью вокализации малыши по собственной инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому о испытываемом удовольствии либо о состоянии дискомфорта.

Таковым образом, на 1-м году жизни малыши интенсивно слушают словесные действия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в вариантах инициирования контактов с окружающими людьми употребляют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи малыши уже понимают от 50 до 100 слов.

Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.

Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный период у малыша складывается особенное отношение к звукам речи окружающих взрослых.

Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков речи среди остальных неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.

Уже в первом полугодии словесные действия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию малышей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к малышу, вызывает у него “комплекс оживления”(радостное поведение, выражающееся ухмылкой, сосредоточенным и светлым взглядом, возбужденным движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это действие по эффективности равно ласке, в которую входят и ухмылка, и поглаживание малыша.

Речевые действия взрослых вызывают во 2-ом полугодии ответное поведение особенного состава, отличного от ответа, который вызывают у малышей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении малыша при слушании разговора взрослого сначала выявляется ориентировочное начало.

Таковым образом, уже в 1-ые месяцы жизни малыши начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые действия окружающих людей.

К концу 1-го года у малышей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во 2-ом полугодии ребенок переходит к наиболее сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у малыша возникает нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Таковым средством общения становится речь, сначала пассивная (понимание), а потом активная (инициативные высказывания самого малыша).

ЭТАП ПОЯВЛЕНИЯ РЕЧИ

Второй этап служит переходной ступенью меж 2-мя эпохами в разговоре малыша с окружающими людьми довербальной и вербальной. Несмотря на такое промежуточное положение, он растянут во времени и охватывает обычно наиболее полугода от конца 1-го года до второй половины 2-го года. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год полтора.

Основное содержание второго этапа составляют два действия: возникает понимание речи окружающих взрослых и возникают 1-ые вербализации - период лепета, либо послоговой речи. Он длится приблизительно до конца первого года жизни.

"Ребенок осознает, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть чрезвычайно многого, что сказав "ам-ам" можно получить есть, а сказав "ма-ма", можно позвать матерью"

Оба действия тесно связаны меж собой, и не лишь во времени, но и по существу. Они представляют собой двуединый способ решения одной коммуникативной задачи. Задачу ставит перед ребенком взрослый он просит от малышей выполнить действие по словесной инструкции и предусматривает в некоторых вариантах действие не лишь локомоторное либо предметное, но и вербальное. Ежели взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у малышей образуется разрыв меж уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляются на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие,.

ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Основными событиями на этапе развития речевого общения являются: во-первых, изменение содержания общения и развитие соответственных этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

Изменение содержания речевого общения.

Удовлетворение познавательных интересов малышей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - объектов и действий социального мира. При этом перестраивается и форма общения малышей - она становится внеситуативно - личностной. Ее отличительные признаки:

· внеситуативно - личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

· содержанием потребности малышей в разговоре является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок малыша со взглядами старших служит для малышей критерием правильности этих оценок;

· среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особенные моральные качества, нравственные плюсы, всестороннюю богатую индивидуальность;

Можно предположить, что в связи с сиим у дошкольников происходят изменения в самой материи речи, характере используемой детками лексики, конструкции предложений, в общей выразительности речи.

В физиологическом плане границы подросткового возраста приблизительно совпадают с обучением малышей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особенное положение подросткового периода в цикле развития отражено в остальных его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в их зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте действий развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к иной.

Переход от юношества к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности..

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Этапы развития речи малыша"

  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Нравственная готовность к школьному обучению
  • 1-ые деньки малыша
  • Восприятие и память у малышей
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Волевая готовность к школьному обучению
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Первый час после рождения ребенка
  • Построение воспитывающего диалога
  • Формирование нравственных отношений в игре
  • Двигательная активность малыша
  • Личностная готовность к школьному обучению
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Как избежать невроза у малышей
  • Характеристика пубертатного периода
  • Сколько ребенок должен спать


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики