Необходимо выделить в коммуникативном факторе три стороны, каждая из которых представляет собой итог устоявшихся за многие месяцы контактов малыша с окружающими взрослыми:
· эмоциональные контакты,
· контакты в ходе совместных действий,
· голосовые контакты.
Разглядим контакты каждого рода отдельно.
Эмоциональные контакты.
Многие исследователи ранешнего юношества указывают на задержки в речевом развитии малыша, растущего в критериях госпитализма либо значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детками, где много игрушек и много обслуживающих малыша говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.
Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Ф. И. Фрадкина, Н. М, Щелованов высказывают предположение, что отставание в речевом развитии наблюдается постоянно, когда ребенок на этапе общения со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном чувственном контакте с ними либо когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты. Эмоциональные связи у малышей со взрослыми впервые появляются скоро опосля рождения и к 2 месяцам складываются в сложную деятельность, в которой обмен партнеров выражениями взаимного удовольствия и интереса составляет основное содержание и суть.
Опосля перехода малышей на уровень наиболее высокой формы ситуативно-делового общения значение эмоциональных контактов не миниатюризируется. Оно, скорее, даже возрастает, так как расположение малыша и взрослого друг к другу включает сейчас оценку также и практических умений, возможностей к интересной совместной деятельности. Можно предположить, что в присутствии человека, к которому ребенок испытывает расположение и привязанность, малыши будут чувствовать себя наиболее непринужденно, станут свободно ориентироваться в окружающем, сумеют вовремя переключать внимание с одних частей ситуации на другие и поэтому скорее смогут связать меж собой вид предмета и его название так, как того просит выдвигаемая взрослым задача. Основания для такового предположения можно почерпнуть, в частности, в одной из работ С. Ю.Мещеряковой, показавшей в собственных опытах, что в присутствии 6лизкого взрослого малыши конца 1-го года жизни активнее обследуют ситуацию, чем в одиночестве либо в обществе малознакомого им человека, к которому они не ощущают привязанности.
Дальше, опыт близких отношений со взрослым помогает ребенку резвее выделить коммуникативную речевую задачу, найти средства для ее решения. Малыши смелее глядят в лицо близкого взрослого, скорее обнаруживают движение губ человека при артикулировании им слова и резвее перенимают это движение методом рассматривания и ощупывания рукою. Эмоциональный контакт со взрослыми оказывает большое воздействие на формирование у малышей визуально-слуховых связей, роль которых имеет большое значение на этапе появления речи.
Необходимо подчеркнуть также, что аффективное расположение к взрослому увеличивает тенденцию малышей ранешнего возраста к подражанию. Логично думать, что в отношении движения речевых органов может проявиться та же тенденция. А это значит, что артикулирование названия предмета вызовет у малыша склонность повторять произносимые взрослыми слова и, следовательно, будет способствовать принятию детками коммуникативной речевой задачи, даст ей побудительное действие.
Таковым образом, естественно предположить, что эмоциональные контакты со взрослым могут оказывать стимулирующее воздействие на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у малыша желание гласить, как говорит взрослый.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Коммуникативные факторы личностного развития малыша"