С пятиклассниками о понятии композиции

20.03.2012 Перинатальная психология добряков | Видео

Урок, посвященный понятию композиции, полностью можно провести уже в 5 классе, с тем, чтоб в предстоящем каждый раз возвращаться к нему. Мы предложим в этой работе вариант такового урока и вероятные полосы предстоящего его развития.
Для знакомства с понятием композиции комфортно избрать произведение с колоритно выраженным композиционным сдвигом. Для пятиклассников хорошим на наш взор является рассказ Куприна В зверинце. Задайте ребятам прочесть его дома. Урок начинаем с повторения того, что такое сюжет. Ученики уже знают, что все произведение состоит из эпизодов, цепочка которых составляет сюжет. В настоящей жизни эпизоду соответствует какое-или событие. Как размещаются действия в жизни Они скооперированны осью времени. Совместно с ребятами найдите примеры таковых временных последовательностей (за пн. Следует вторник; ребенок становится взрослым, позже стариком и т.д.) Потом скажите ребятам, что писатель сможет нарушать эту временную последовательность, соединяя эпизоды в любом порядке. Попытайтесь провести совместно с учениками опыт по таковой перестановке эпизодов в рассказе о настоящих событиях. Пример: Ваня запамятовал записать домашнее задание, не выучил вечерком урок, за что и получил на последующий денек двойку. Зарисуйте все три действия на доске в виде отрезков на одной полосы и пронумеруйте. Действия в жизни размещены поочередно:1-2-3. Как создатель сможет обрисовать эту историю Ребята сходу догадаются, что простой вариант это сохранение последовательности 1-2-3. Но можно начать рассказ с эпизода 2 Ваня запамятовал сделать урок, потому что не записал задание, за что и получил двойку (последовательность 2-1-3) либо с эпизода 3 Ваня получил двойку, потому что не записал задание и не выучил урок (последовательность 3-1-2). Итак, создатель сможет обрисовывать актуальные действия в хоть какой последовательности. Порядок, метод размещения соединяемых в произведении эпизодов и именуется композицией. (Запишем этот термин в тетрадь).
Сейчас обратимся к тексту прочитанного дома рассказа. Как размещены эпизоды в нем Для учеников уже не составит труда увидеть, что действия в рассказе Куприна переставлены местами.
1-ый эпизод описание зверинца и спящего льва;
2-ой эпизод сон льва о жизни на воле. В действительности этот эпизод предшествует всем остальным.
3-ий эпизод катастрофа, разыгравшаяся во время представления.
Возникает вопросец: для чего создателю пригодилось нарушать линейную композицию Для чего ему нужна перестановка эпизода Не разумно ли поочередно поведать историю: поначалу лев на воле, потом его изловили и посадили в зверинец и т. Д. Вопросец этот чрезвычайно важен. Следует с самого первого урока приучивать ребят созидать композиционные сдвиги и интерпретировать их это дозволит выявлять смысловую нагруженность композиционного уровня произведения, чрезвычайно важную для общего его осознания. Попросите учеников самих разъяснить необходимость перестановки. Ежели они затруднятся это сделать, предложите им сопоставить описание льва до сна и опосля сна. Какая в нем вышла перемена Почему покорливый сначала лев стал способен на отчаянную борьбу за свободу Видимо, тут повинен сон. Воспоминание о свободной жизни, изумительно колоритное переживание охоты со всем многоцветьем красок и запахов, чувство себя царем и просыпание в тесноватой клеточке. Этот резкий скачок разъясняет, мотивирует и даже оправдывает предстоящее поведение льва. Не считая того, усиливается скрытое напряжение рассказа, он становится захватывающим ведь мы уже знаем о внутренней перемене, произошедшей со львом, о его готовности пойти на погибель за свободу (ведь мы лицезрели совместно со львом его сон), а дрессировщик и не додумывается о этом. Спросите ребят, как наилучше графически изобразить рассказ Подойдет ли для него ровная линия типа 1-2-3 Какую геометрическую фигуру припоминает им рассказ Они неотклонимо должны додуматься, что это круг, кольцо. Рассказ начинается в неволе, в зверинце, далее свобода, потом возвращение в начальную точку. Кольцевая композиция безпроигрышно линейной к тому же поэтому, что она подчеркивает своеобразную безысходность положения льва. Если б у льва спросили, что значит для него круг, что бы он ответил Это арена, пылающее кольцо для прыжков, ряды зрителей все это знаки несвободы, унижения. И лев должен этот круг порвать, даже стоимостью своей жизни.
Для закрепления пройденного материала предложите ребятам прочесть рассказ Леонида Андреева Петька на даче и проанализировать его композицию. Действия в нем не переставлены, но композицию рассказа тоже можно именовать кольцевой: затхлая, кислая парикмахерская дача опять парикмахерская. Жизнь Петьки это тоже сероватый, не веселый круговорот дней, глупое, усыпляющее повторение 1-го и такого же, полнейшая бессобытийность и безвременность. Петька, кажется, уже и состарился, работая в этой парикмахерской пристально прочитайте его портрет в первой части рассказа!, хотя он еще совершенно малой. Непредвиденно его берут на дачу, всего на несколько дней но в эти деньки успевает вместиться вроде бы все его детство. Калоритные краски мира, о которых он и не подозревал, калейдоскоп событий захватывают его и даже снаружи преображают (сопоставление портетов Петьки сможет, к слову, стать темой письменной работы). Но возвращение в прежнее состояние неминуемо. Это свойственная изюминка рассказов Леонида Андреева отсутствие надежды, выхода ( то же смотрим, к примеру, в рассказе Кусака ). Кольцевая композиция интенсивно работает на такое восприятие событий.
Сделав на схожих ярчайших примерах понятие композиционного уровня видимым для ребят, научив их ощущать и обдумывать этот пласт произведения, следует повсевременно заострять на нем их внимание, напористо проводя идея о неслучайности, значимости выбора и расстановки эпизодов, о смысловой нагруженности композиционного уровня. Покажем, как это можно сделать при исследовании рассказов Чехова.
Попросите ребят прочесть к уроку рассказ Чехова Толстый и узкая. Урок начните с чтения вслух маленького чеховского рассказа Маска, после этого задайте вопросец что общего в строении этих 2-ух рассказов, в самом движении их сюжетов Ученики так либо по другому выйдут на идея о том, что в этих рассказах существует некоторая точка, переламывающая повествование напополам, резко меняющая действия. Нарисуйте на доске два отрезка, надлежащие двум рассказам, обозначьте на их эту переломную точку. Что это за точка Что происходит до нее Как меняется ситуация потом вот примерные вопросцы, долженствующие привести ребят к выводу о том, что перелом в рассказах наступает тогда, когда выясняется социальное положение персонажа. В этот момент все обычные проявления человечьих эмоций дружбы ( Толстый и узкая ), негодования ( Маска ) стают невозможны. Отсюда прямой путь к важной авторской идее о уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей людскую суть, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о неизменном воспитании и поддержании внутри себя чувства собственного плюсы. Так дискуссия о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на наиболее глубинный, содержательный уровень произведения.
Можно привлечь внимание ребят и на наиболее тонких моментах, таковых, как композиция вида. Спросите учеников, какой рассказ, на их взор, написан мощнее Пусть вас не смущает неопределенность вопросца ребята, вне сомнения, интуитивно усвоют, что стоит за ним, и предложат огромное количество вариантов ответа. Большая часть, обычно, выбирает рассказ Толстый и узкая. Почему Во-первых, герой Маски просит подчинения для себя, окружающие уступают его силе, в то время как Толстый никак не подталкивает Узкого к изменению поведения, к раболепствованию; в Маске проблема внутреннего рабства вроде бы приглушена. Во- вторых, рассказ Толстый и узкая еще короче Маски, следовательно, он написан наиболее емко и концентрированно. Как создатель достигает этой емкости Дискуссия пойдет о чеховской детали, о умении несколькими штрихами сделать полнокровный образ. Что это за штришки Случайно ли выбраны они Как из их складывается вид персонажа Как они отражают динамику изменения поведения героя ответы на эти вопросцы равномерно подведут учеников к пониманию того, что образ хоть какого персонажа тоже как-то лепится, компонуется, выстраивается и метод этого выстраивания у каждого писателя собственный.
Прочитайте с детками очередной рассказ Чехова Хамелеон. Чем различается он от прошлых с точки зрения композиции Ребята сходу увидят, что тут перемена поведения героя происходит не один, а пару раз. В то же время они выяснят чеховскую руку а именно, анализируя индивидуальности композиции вида. Окончить дискуссия можно творческим заданием: написать рассказ таковой же структуры, как рассказ Чехова Толстый и узкая.
В заключение желаем снова выделить, что работа над композицией не обязана быть формальной. Анализ композиции для того и нужен, чтоб вывести нас на некоторые глубинные смысловые пласты произведения. Обучить ребят воспользоваться сиим ключиком и призваны уроки по композиции.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "С пятиклассниками о понятии композиции"

  • Общее понятие о внимании
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Индивидуальности детской психики
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Депрессия
  • Методы тренировки и развития внимания
  • ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА
  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Структура личности
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Психическая черта игр, в которые играют люди
  • Источники ценностных представлений
  • Общее понятие о характере человека
  • Личность - общение и формирование
  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Кормление грудью
  • Методы психической корректировки
  • Истерический невроз у малышей


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики