Моторика малыша с рождения имеет довольно сложную компанию. Она включает в себя огромном количестве устройств, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
Развитие движений малыша в течение первого года жизни идет чрезвычайно резвыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из фактически немощного существа, располагающего ограниченным набором простых общих прирожденных движений рук, ног и головы, ребенок преобразуется в маленького человека, не лишь просто стоящего на 2-ух ногах, но относительно свободно и самостоятельно движущегося в пространстве, способного сразу с движениями ног делать сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные способности малышей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют очень существенную роль в становлении познавательных и умственных возможностей малыша. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть инфы о мире, на движениях рук и ног обучаются созидать по-человечески глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая улучшение интеллектуальной деятельности человека.
Все предметы ребенком приблизительно до семимесячного возраста захватываются практически одинаково. Опосля семи месяцев можно следить, как движения рук, и в частности кисти малыша, равномерно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть получают предметный характер. Сначала такое приспособление наблюдается в момент конкретного контакта руки с предметом, а опосля 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заблаговременно, еще до касания предмета, лишь на основе его визуально воспринимаемого вида.
Это свидетельствует о том, что образ предмета начал интенсивно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у малыша возникла сенсомоторная координация.
Согласованные деяния рук и глаз начинают появляться у малыша довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает сначала те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на 2-ом - третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных визуально-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза подготовительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает визуально и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть предсказывать их движение.
Одним из первых малыш усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у почти всех звериных главным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.
Поначалу ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукою предметы, которые она встречает на пути собственного естественного следования. Потом движения руки становятся наиболее целенаправленными и управляемыми образом визуально воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от малыша. Малыш ловит его, манипулирует им, обращая внимание на характеристики этого предмета. Более калоритные и привлекательные характеристики предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. К примеру, он трясет погремушку для того, чтоб воспроизвести издаваемый ею звук; кидает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о иной, чтоб снова услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок уже осознает, что воспроизведение движений способно снова воссоздать хотимый итог.
В этот период происходит начало формирования случайных движений, и все это относится к 1-ый полугодию жизни.
На 2-ом полугодии малыши начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются фактически приготовленными к началу научения методом подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют ориентировочно исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок исследует окружающую реальность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся наиболее совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, раскрывается больше новой инфы. Зрение и движения рук становятся дальше главным источником познания ребенком окружающей действительности.
К концу детского возраста у малыша возникает особенная форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения животрепещущих потребностей малыша. Это сначала указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок показывает взрослому рукою на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Двигательная активность малыша"