Без четкого знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубочайшего понимания действий его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и довольно сложную картину развития малыша, строить на ее основе обучение и воспитание.
Люди, окружающие малыша, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом малыша, учат, воспитывают его, содействуют приобретению человечьих психических и поведенческих черт, приспособлению к условиям публичного существования. Поддержка малыша со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и длится как минимум в течение полутора 10-ов лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтоб оставаться человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны остальных людей, общение и содействие с ними. Без этого он быстро деградировал бы как личность.
Вместе с тем малыш уже при рождении владеет большим запасом фактически готовых к потребления, сложных сенсорных и двигательных возможностей - инстинктов, позволяющих ему адаптироваться к миру и быстро прогрессировать в собственном развитии. У новорожденного с рождения, к примеру, имеется немало сложных движений, развивающихся в главном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сходу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответственных внутренних и наружных стимулов, закодированных в свойства главных в программках развития этих движений. При рождении у малыша имеются ощущения всех элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится вероятным его предстоящее познавательное и умственное развитие. Они представляют собой генетически данные структуры либо блоки сенсорных систем, из которых непосредственно либо при незначительной прижизненной модификации строятся наиболее сложные познавательные структуры. В число таковых базисных частей восприятия можно включить, к примеру, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их действий.
Малыш, которому от рождения всего только 1-2 денька, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древних и важных органов, эмоций начинает у него работать также сходу опосля рождения. Таковыми же чертами владеют простое зрение, движения и слух.
В 1-ые два месяца жизни ребенок показывает способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладошки при касании их поверхности, совершает общие не координированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за передвигающимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах малыши в 1-ые деньки их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.
Малыш способен различать вещества на вкус. Он точно предпочитает сладкие жидкости иным и даже способен найти степень сладости. Новорожденный чувствует ароматы, реагирует на их поворотом головы, переменами в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при завышенном внимании и особенном интересе к чему-либо.
Следует также именовать группу прирожденных действий, содействующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных действий и т. П. Несомненно прирожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд остальных рефлексов; все они отчетливо появляются уже на 2-ом месяце жизни малыша.
Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не лишь главные органы эмоций, но и головной мозг.
Количество нервных клеток в коре мозга у новорожденного практически такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи меж ними слабые. Созревание мозга и организма малыша, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет опосля рождения и завершаются лишь с поступлением в школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым воздействием огромного количества различных наружных действий и воспоминаний, которые получает ребенок от окружающей среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге малыша, с момента рождения которого прошло менее полутора суток, можно зарегистрировать различные электронные потенциалы, возникающие в ответ на действия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии сформировывать условные рефлексы.
Применительно к малышу важно знать не лишь врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особенное значение в 1-ые месяцы жизни имеет развитие движений.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Врожденные формы психики и поведения"