ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)

25.03.2012 Основные этапы развития психологии труда | Видео

Наглядный образ предмета либо явления (действия), возникающий на базе прошлого опыта (данных чувств и восприятий) методом его воспроизведения в памяти либо в воображении. В связи с сиим различают представления памяти и представления воображения.
Так как представления появляются в отсутствие относящихся к ним объектов, они обыкновенно наименее ярки и наименее детальны, чем восприятия, но в то же время наиболее схематизированы и обобщены: в их отражаются более характерные наглядные индивидуальности, свойственные целому классу сходных объектов. Но степень обобщенности в представлении м. Б. Разной; в связи с сиим различают единичные и общие представления.: единичные представления наиболее индивидуальны и конкретны по собственной наглядности, чем общие, да и в единичных представлениях содержится известное обобщение, так как они являются суммированными видами почти всех восприятий отдельных объектов. В этом заключается важная познавательная роль представления как переходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то же время представления различаются от абстрактных понятий собственной наглядностью, в их еще не выделены внутренние, сокрытые от конкретного восприятия закономерные связи и взаимоотношения, как это имеет место в абстрактных понятиях. Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения и мышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Совместно с тем средством языка происходит дальнейшая переработка представления в абстрактные понятия.
Еще во II веке до н.э. Величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерное и, позже получившую заглавие "закон ассоциации". Само слово "ассоциация" значит "присоединение", "связь", "союз" В этом случае имеется в виду связь меж психологическими явлениями, меж представлениями, т.е. Видами прошлого. Представления могут связываться на основании 3-ех принципов. Согласно первому, восприятия либо представления могут вызывать картины, которые когда-то переживались сразу с ними либо конкретно вслед за ними (ассоциации по смежности). Так, человек вспоминая улицу, на которой он жил, и здание школы в се конце, невольно возвращается мыслью к собственной старой учительнице, которая учила его в начальных классах и которой давно уже нет на свете.
Согласно второму, восприятия либо представления вызывают образы, на их в чем-или похожие (ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П. Чехова "Мальчики" один из героев Чечевицын вызывает у маленькой Маши в большей степени гастрономические ассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: "А у нас чечевицу вчера готовили". И в конце концов, есть ассоциации по контраст. Восприятия либо представления могут вызывать образ, в чем-или противоположный, наиболее либо наименее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщник и друг Чечевицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на самовар и сказал: "А в Калифорнии вместо чая пьют джин". Это типичная ассоциация по противоположности.
Ассоциации играют важную роль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообщем, запомнить что-или, по существу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежит запоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтоб ассоциация закрепилась, нужно совпадение во времени деяния 2-ух психологических действий, они должны переживаться сразу и совместно с тем иметь точное значение для человека. Конкретно в силу этого в предстоящем возникновение 1-го из этих действий вроде бы тянет за собой иной, в прошедшем в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим "по ассоциации").
В согласовании с гипотезой, выдвинутой И.П. Павловым, объяснения этому дает механизм условного рефлекса. Как популярно, для того чтоб образовался условный рефлекс, нужно, чтоб два раздражителя (условный и безусловный) совпали во времени деяния. Опосля нескольких таковых совпадений образуется временная нервная связь и условный раздражитель сам по себе вызывает рефлекторную реакцию.
В текущее время гипотеза Павлова не опровергается, но физиологические механизмы запоминания и вообщем физиология памяти представляет собой еще наиболее сложную систему взаимодействия мозговых устройств. Она не быть может сведена к простому условному рефлексу, который исследовался великим физиологом при исследовании поведения звериных. Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается исследование устройств мнемической активности. Важную роль играю; смысловые связи.

Восприятие

Чувство и восприятие - это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация мира вокруг нас поступает к нам через чувства и обрабатывается нашим восприятием для предстоящего использования.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их параметров и частей при непосредственном воздействии их на органы эмоций. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и познаний.
Процесс восприятия протекает в связи с иными психологическими действиями личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем понять, что перед нами, лишь когда сможем именовать воспринимаемый образ), чувствами (определенным видом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той либо иной форме произвольно организуем процесс восприятия).
Все чувства входят в структуру наиболее сложного познавательного процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы эмоций. Чувства и восприятия неразрывно соединены вместе! Потому все характеристики чувств, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.
Восприятие - постоянно есть единство комплекса чувств и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Не считая этого, опыт дозволяет быстрее принимать внешнюю информацию.
О делении на виды, характерные для восприятия, мы с вами говорили, определяя ведущий тип восприятия. А к перечисленным уже закономерностям, которые определяют соотношение меж наружными воздействиями и возникшим психологическим отражением, можно добавить свойства, специфические для восприятия:
1. Активность, т.е. Поиск воспринимаемых объектов.
2. Осмысленность, которая зависит от сочетания прошлого опыта и данного наружного воздействия. По одному ощущению, знакомому нам, мы сможет воссоздать целостное восприятие предмета. К примеру, легкий запах духов подскажет нам о присутствие женщины, даже ежели остальные раздражители еще ничего не зафиксировали.
3. Обобщенность, т.к. Мы воспринимаем все признаки предмета либо явления (как существенные так и несущественные).
4. Целостность восприятия. Хоть какой предмет мы воспринимаем на каком-то фоне. Предмет можно выделить за счет динамики (движения), за счет использования контрастов, подчеркиванием значимости предмета либо необычной формой его предъявления.
5. Избирательность, т.к. Восприятие зависит от установок, интересов и потребностей личности. Ежели вы не желаете чего-то созидать, то вы реально можете этого долго не замечать, в силу собственных внутренних установок.
6. И, в конце концов, перцепция - направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства его познаний. Например, вы знаете, что какой-то предмет постоянно лежит на одном и том же месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.

Чувство

Чувство - это самое 1-ое соприкосновение нашего внутреннего мира с наружным миром при помощи сенсорной системы. Через чувства мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в месте и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия.
Чувство - это простой психологический процесс, состоящий в отражении отдельных параметров предметов и явлений материального мира, также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на надлежащие рецепторы.
Чтоб выжить, хоть какой организм должен находиться в равновесии с окружающей средой. В прямой форме, это значит усвоение того, что нужно, и выведение из организма того, что вредно. Отсюда рвение к положительным воздействиям и избегание отрицательных. Оказывается одна из самых острых актуальных потребностей организма человека - потребность в нормальном потоке чувств. Нехватка какого-то из видов инфы вызывает собственный вариант жажды, голода, желания. Зрительное желание различается от сладострастия только тем, что с томительным ощущением, общим для всех желаний, связывается образное представление. А в слуховом - представление звука. Отсюда такие переживания человека, как скука, нехватка телесных чувств и т.д. Это явление получило заглавие сенсорная депривация (либо сенсорный голод).
Но есть и " обратная сторона медали". Дело в том, что в обыкновенной жизни, нас нередко утомляет, выводит из состояния нормы не только лишь недостаток наружных действий, да и их изобилие. Очень громкий звук ваших магнитофонов реально быть может чрезвычайно болезненным для окружающих. Либо пример, связанный с излишней кожной чувствительностью, - почти всех людей реально раздражают прикосновения (к примеру, к волосам).
2. Интересным явлением является компенсация чувств. Психика, как мы уже говорили, целостная система. Это единство при потере органов эмоций проявляется в том, что сохранившиеся органы чувств частично вроде бы берут на себя функции утраченных. Например, у слепых обостряется слух, осязание, обоняние.
3. Все чувства приятны либо неприятны, т.е. Все имеют эмоциональный тон, эмоциональный компонент. Еще до анализа полученного чувства цвета и звуки, запахи и вкусы, прикосновения и температура оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Нежный звук флейты воспринимается по другому, чем скрежет тормозов. А особо мощной является эмоциональная окраска запахов.
4. Что происходит, когда из колоритно освещенной комнаты человек выходит в темную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а позже равномерно начинает различать отдельные предметы. Аналогично при смене темноты на яркий свет. Это явление получило заглавие адаптации - приспособление органа эмоций к действующему раздражителю. Мы не ощущаем привычной одежды. Адаптация повинна в том, что старушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Опасна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, сейчас оставляет спокойным и равнодушным. И чтоб вновь всколыхнуться нужны новенькие, наиболее сильные раздражители.
5. Существует феномен взаимодействия чувств, при котором изменение чувствительности одной системы происходит под воздействием другого анализатора. Красиво прорисованные фрукты вызывают у нас чувство голода и реальные вкусовые чувства. Мягкие звуки музыки расслабляют кожные рецепторы и т.д.
6. В конце концов, осталось упомянуть о контрастности чувств - изменение интенсивности и свойства 1-го чувства под воздействием предшествующего либо сопутствующего раздражителя. Зубная боль, которая не давала покоя долгое время, забывается при просмотре увлекательного фильма и т.д.

Соотношение чувств, восприятия и представлений

Психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты людской деятельности. Для того чтоб удовлетворить потребности разговаривать, играться, учиться и трудиться человек должен принимать мир, обращать внимание на моменты либо компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, суждения. Следовательно, без участия психологических действий человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психологические процессы не попросту участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особенные виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие людские свойства и в деятельности формируются его главные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование малыша с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В итоге человек обучается принимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы эмоций восприятию скорости.
Воображение тоже соединено с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить либо вообразить такое, что когда-или не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием либо моментом какой-или деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Еще в основном это относится к памяти, при этом к двум ее главным процессам сразу: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит деяния и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это - структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение различных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.
Припоминание также подразумевает выполнение определенных действий, направленных: на то, чтоб вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Популярно, что сознательное воспроизведение Деятельности, в ходе которой некоторый материал был запомнен, содействует тому, что он легче припоминается.
Мышление в ряде собственных форм идентично практической деятельности (так называемое "ручное", либо практическое, мышление). В наиболее развитых формах образной и логической деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что нередко, характеризуя ее, пользуются словосочетанием "речевая деятельность". Так как внутренние психологические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние деяния, есть все основания гласить не только лишь о внешнем, да и внутреннем действии".
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. Психологические процессы, именуемые высшими психологическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психологические процессы можно формировать через организованную по особенным правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность в итоге ее особых преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в способности, равномерно переходит во внутреннюю, фактически психологическую интериоризация). Таковыми интериоризованными психологическими действиями являются произвольные и опосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
С иной стороны, ни один из названных психологических действий не протекает как незапятнанно внутренний и неотклонимо включает какие - или внешние, обыкновенно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, к примеру, неразрывно соединено с движениями глаз, осязание - с движениями рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенностью, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач практически постоянно работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна.
Следовательно, всякая деятельность - это соединение внутренних и наружных, психологических и поведенческих действий и операций.

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)"

  • Общее понятие о внимании
  • О психологических состояниях вообщем
  • Методы психической корректировки
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Виды внимания
  • Характеристики и функции внимания
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Методы тренировки и развития внимания
  • Восприятие и память у малышей
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Донаучная психология
  • Ценности человека
  • Двигательная активность малыша
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Общее понятие о характере человека


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики