Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых неосуществимо "просчитать". Даже в критериях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключенного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана временами сталкивается со случаями совсем неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. В хоть какой актуальной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать.
Можно принять решение начать "новейшую" жизнь, бросив все и порвав все былые привязанности и связи. Либо, напротив, можно попробовать стать наиболее внимательным к людям, которые тебя окружают. Можно "уйти" в работу, отдавая ей все время и силы, можно делать ровно столько, чтоб не вызывать недовольство начальства и коллег. Выбор, который человек делает, зависит от почти всех причин: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, вероятных последствий и т. Д. Но, обычно, постоянно имеются несколько вариантов решений, и выбор того либо другого, в конечном счете, зависит от того, что считать принципиальным и правильным. То, что мы считаем принципиальным либо правильным, хорошим либо достойным, оказывает сильное воздействие на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и описывает то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведение в настоящем и стают основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивидума и отграничивают важное, значимое для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует собственного рода систему личных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим причиной, регулирующим и детерминирующим поведение человека. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Д. Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существования ценностей: публичные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях либо произведениях определенных людей и мотивационные структуры личности ("модели должного"), побуждающие ее к предметному воплощению в собственном поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Упрощенно схема взаимопереходов меж формами существования ценностей смотрится последующим видом: "публичные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве "моделей должного" побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, стают основой для формирования общественных идеалов и т. Д. По бесконечной спирали". Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивидума малой группы. В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, остальные отбрасываются либо видоизменяются, и, в конечном счете, формируется персональная, специфическая иерархия личных ценностей, присущая лишь ему. "Нет 2-ух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает наиболее сильный упор, чем большая часть ближних, а на другом - наиболее слабый". Столкновения индивидума с новенькими ценностными системами, также противоречия меж настоящей жизнью и уже усвоенными ценностями часто приводят к формированию "многослойных" ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значимой степени расходятся с действительными. Проявляясь в разных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т. Д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивидума и дозволяет ему оценивать внешний мир в плане добра и зла, правды либо лжи, красоты либо безобразия, допустимого либо запретного, справедливого либо несправедливого. "Перенимая от окружающих людей взор на нечто как на ценность, достойную того, чтоб на нее ориентироваться в собственном поведении и деятельности, человек сможет тем закладывать внутри себя основы потребности, которой ранее у него не было". Ценности не постоянно осознаются индивидумом, при всем этом их регулятивное воздействие остается. "Сам человек сможет вообщем не обдумывать, производит ли он ценностное отношение к реальности, и ежели да, то какое. Действенная же сила ценностного взаимоотношения от этого не потеряется". Таковым видом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения либо институты являются персонально либо социально предпочтительнее других идеей, целей, форм поведения и т. Д. Ценности несут внутри себя нравственные представления индивидума о том, что является правильным, положительным либо желательным, они - осознанный либо интуитивный нравственный выбор того, что для человека является принципиальным и стоящим.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Ценности человека"