Мир явлений, изучаемых психической наукой

25.03.2012 Основные этапы развития психологии | Видео

Предметом каждой науки является то специфическое, что она, в различие от остальных отраслей познаний, изучает, изучает. Каждый знает, что психология изучает человека. Но его изучает не только лишь психология. Человек является общим объектом знания для естественных, общественных и даже неких технических наук.
Классификацию наук, изучающих человека, время от времени изображают в виде треугольника, углы которого условно обозначают естественные, социальные и философские науки.
"Меж всеми 3-мя главными разделами стоит психология в качестве самостоятельной науки, изучающей психологическую деятельность человека с естественно-исторической (отсюда ее связь с физиологией высокой нервной деятельности, т.е. Отраслью естествознания) и с социальной стороны (отсюда ее связь, а именно, с педагогикой как отраслью публичной науки). Но еще теснее ее связь с логикой (наукой о мышлении) как частью философии". Исходя из этого философ академик Б.М.Кедров, которому принадлежит приведенная выше цитата, ставит психологию в центр треугольника.
Ежели гласить коротко, предметом психологии, той специфической "стороны" человека, которую она изучает, является психика. Слово это происходит от греческого psyhё, что значит душа. Но современная психология - это, естественно, не наука о душе. Психика - это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать беспристрастную реальность.
Говоря языком кибернетики, человек - это биосоциальная саморегулирующая система, внутренне дифференцированная и в то же время целостная. Внутренне дифференцированная в том смысле, что система эта включает в себя огромное количество сложных элементов, выполняющих специализированные функции. Все эти элементы людского организма взаимосвязаны специфичным видом. Взаимосвязаны не только лишь в том смысле, что "не рассыпаются", скреплены вместе в единое целое: они функционируют в высокой степени согласованно, синхронно. В итоге на любое воздействие организм человека реагирует как целостная система. К примеру, от внезапного громкого звука человек весь вроде бы сжимается.
Единство организма и его содействие с наружной средой достигается благодаря нервной системе. К каждому элементу организма подходит разветвленная "линия связи" - нервные волокна, по которым разные "составные части" человека обмениваются информацией. Есть в организме и своеобразный вычислительный центр - головной мозг. Сюда приходит вся информация, имеющая значение для человека, тут она обрабатывается и отсюда же подается командная информация, обеспечивающая целостное реагирование организма. Процессы, происходящие в нервных тканях и обеспечивающие функционирование организма, изучаются особенной отраслью биологической науки - физиологией высокой нервной деятельности.
Соотношение неких наук, изучающих человека, естественно, чрезвычайно условно быть может пояснено на последующем примере. Возьмем телефонную связь. Не считая видимой аппаратуры (проводов, микрофона и т.д.), мы представляем себе невидимые носители инфы - потоки электронов (электрический ток), исследуемые физическими науками. Но для пользующихся телефоном энтузиазм представляет приемущественно информация, передающаяся по телефону, точнее, содержание этой инфы, заставляющее нас радоваться либо гневаться, спорить либо соглашаться, делать нечто либо воздерживаться от этого. "Конструкцию" людского организма изучает анатомия, "носителей инфы" - физиология высокой нервной деятельности, а "информацию" - психическая наука.
Исходя из этого, можно уточнить важнейшую характеристику психики, указанную выше: она есть функция мозга. Это значит, что психическая наука изучает не сам мозг, а его специфическое свойство отражать беспристрастную реальность. Такое утверждение нельзя абсолютизировать. Есть отрасль психологии, пограничная с физиологией высокой нервной деятельности, - психофизиология. Есть и таковая отрасль, которая изучает мозг, тесновато соприкасается с медицинскими науками, - нейропсихология.
Будучи свойством мозга, психика человека в свою очередь сама выполняет важнейшую функцию: она отражает внешний мир, - запечетливает факт взаимодействия человека с окружающим миром в виде идеальных явлений, неких подобий, которые "рисуются" в коре головного мозга приходящими сюда нервными импульсами от органов эмоций.
Психика, как предмет психической науки, - явление чрезвычайно сложное. Будучи своеобразной для каждого определенного индивидума, она функционирует как процесс психологического отражения, развернутый во времени. В психическом отражении различают формы, уровни, механизмы и содержание.
Форма отражения характеризует тип ответа психики человека на наружное воздействие. Различают три формы психологического отражения - эмоциональное, познавательное и волевое.
Эмоциональное - это такое отражение взаимодействия человека со средой, когда основной формой ответной реакции организма является переживание (удовлетворенность либо огорчение, гнев либо страх и т.д.). Физиологи и психологи отмечают последующие характерные индивидуальности чувственного отражения:
А) интегративность, проявляющуюся в том, что эмоции охватывают весь организм, придают ему точное целостное биологическое качество;
Б) исключительность по отношению ко всем остальным реакциям (к примеру, страх вроде бы делает непослушными руки и ноги, мешает логически мыслить);
В) максимально обобщенную информативность, вследствие чего эмоции часто не дифференцированно и мгновенно оценивают значение наружного воздействия для человека вроде бы по 2-ух бальной системе "хорошо - не хорошо";
Г) предшествование остальным реакциям (эмоция возникает ранее мышления и волевого деяния претерпевает изменения).
В процессе развития личности на базе чувственных переживаний формируются чувства, в структуре которых ведомую роль играет социальное содержание.
Познавательное отражение реализуется в форме познания. Ежели эмоция, образно говоря, слепа, т.е., не вникая сколько-нибудь глубоко в объективные закономерности среды, оценивает воздействие на человека с точки зрения биологического выживания организма, то познание как форма отражения открывает для человека эти объективные закономерности. Оно в простейшем случае реализуется методом формирования в психике идеального подобия (вида) предмета (явления), воспринимаемого человеком. Это безупречное подобие быть может представлено в психике в виде своеобразной картины (к примеру, вид местности, черты лица другого человека и т.д.) либо словесных описаний, абстрагированных от настоящей реальности, но отображающих ее наиболее либо наименее полно. Аналитико-синтетическая деятельность мозга сортирует всю эту информацию и на этой базе выявляет новенькие характеристики и свойства беспристрастной реальности, которые конкретно не воспринимаются органами эмоций.
Волевое отражение реализуется в форме деяния, направленного на преодоление различных трудностей. Факт отражения тут состоит в том, что человек, вступая в практическое содействие с окружающим миром, не сможет не считаться с его объективными закономерностями, а вынужден отражать их в каждом собственном шаге. Даже в простейшем случае, к примеру при любительской рыбной ловле, человек строит свое поведение с учетом "поведения" рыбы, воды и т.д. Длительное молчаливое ожидание момента, когда клюнет раба, - это тоже волевое отражение окружающей реальности, отражение в форме действий, нрав которых не сможет определяться человеком произвольно, т.е. Независимо от окружающих критерий.
Членение форм отражения на эмоциональное, познавательное и волевое осуществляется из теоретических суждений, для удобства объяснения предмета психической науки - психики человека. Практически же каждый настоящий акт взаимодействия человека с окружающим миром - это целостный психологический процесс, представляющий собой единство чувственного, познавательного и волевого моментов, которые по интенсивности могут находиться в различных соотношениях.
Рассмотренные выше формы отражения реализуются на 3-ех взаимосвязанных уровнях. Соответствующе различают бессознательный, подсознательный и сознательный уровни отражения.
Безотчетным именуют самый малый уровень отражения, при котором человек не осознает, каким видом психика производит отражение настоящей реальности. Сюда относятся такие ответные реакции организма на наружное воздействие, которые срабатывают вроде бы автоматически, не прослеживаясь мысленно самим человеком. К примеру, ежели палец внезапно коснется необычно горячего либо холодного предмета, рука отдергивается до этого, чем мы почувствуем боль либо осознаем опасность. Вточности такая же при сильном свете зрачок суживается, а при слабом - расширяется, при этом "автоматически". Мы даже не замечаем, как приспосабливается зрительный аппарат к силе света. Не осознаются не только лишь такие простейшие реакции. Каждый по собственному опыту знает, что время от времени настроение портится либо улучшается по причине, которую не удается установить. Аналогично не осознаются многие мысленные операции. Человек порою сам удивляется, как пришла к нему та либо иная интересная идея (пример - интуиция). Все эти факты не беспричинны, в их нет никакого чуда. Они объясняются объективными закономерностями психики, которые сами собой "не всплывают" на поверхность сознания.
Но имеются факты, свидетельствующие о том, что усилием воли можно поднять на уровень сознания, по последней мере, некие из безотчетных психологических явлений. Так, методом проведения особых тренировок можно научиться регулировать частоту пульса.
Сознательный уровень психики (сознание) представляет высший уровень отражения, при котором человек заблаговременно ставит определенную цель, соответствующую его потребностям и объективным условиям настоящей реальности, и твердо управляет собственной внутренней (психологической) и наружной (практической) деятельностью по ее (цели) достижению. На этом уровне осуществляется отражение более жизненно принципиальных для человека предметов и явлений мира вокруг нас. Из 3-ех рассмотренных выше форм отражения - чувственного, познавательного и волевого - лишь последнее осуществляется исключительно на сознательном уровне. Но это не значит, что какая-то настоящая деятельность, сопряженная с преодолением трудностей, сможет производить совсем без участия безотчетного уровня психики. К примеру, ежели человек читает трудную для осознания, но нужную книжку, он заставляет себя сосредоточить внимание на тексте, не дает себе отвлекаться, вдумывается в содержание, анализирует его и т.д. При всем этом он не осознает периодические движения глаз по тексту, процесса преобразования световых волн, несущих информацию, в нервные коды, "транспортировку" последних в кору огромных полушарий и осуществляемою тем мозгом сложную работу. Словом, сознательный уровень отражения не сможет толковаться как самостоятельно функционирующий, независимо от безотчетного. 1-ый управляет крайним, подчиняет его сознательно поставленной цели, но непрерывно с ним ведет взаимодействие и на него опирается.
Подсознательный уровень отражения является промежуточным меж безотчетным и сознательным. Отличия подсознательного от безотчетного очень существенны. В базе безотчетного отражения лежат приемущественно врожденные нервные образования, действующие автоматически и мало склонные всплывать на поверхность сознания. Подсознательное имеет, обычно, иное происхождение. Приведем пример. Когда человек впервые обучается вождению транспорта, он порознь заучивает правила воззвания с каждым органом управления (рулем, тормозной педалью, переключением скорости и т.д.). Трогаясь с места, он заблаговременно обдумывает, в какой последовательности и как нужно действовать. В этот момент он всецело поглощен манипулированием руками и ногами и любое постороннее воздействие его сбивает. Но вот проходит время, приобретается опыт, тогда руки и ноги вроде бы сами знают, что им делать. Человек уже не думает, по последней мере сколько-нибудь развернуто, как тронуть машину с места. В этом случае система действий водителя "ушла" в подсознание и в любое время быть может "затребована" оттуда. Так, ежели машина опосля привычных действий не тронется с места, водитель "поднимает" всю последовательность действий на уровне сознания и по новой осмысливает.
Следует снова выделить, что все три уровня психики функционируют сразу, при этом человек от природы наделен способностью сознанием управлять нижними уровнями психологического отражения.
Ежели форма отражения характеризует тип реакции организма, а уровень - степень сознательности, то механизм психологического отражения отвечает на вопросец: каким видом, в согласовании с какими закономерностями при взаимодействии человека с окружающей реальностью формируется ответная реакция организма? Различают механизмы чувственного, познавательного и волевого отражения.
Механизм чувственного отражения, А.И. Китов, ссылаясь в собственном учебнике "Психология управления" на русских физиологов и психологов, а конкретно на П.К. Анохина, объясняют последующим видом. "Нужда организма в чем-или (потребность) при актуализации вызывает чувство неудовлетворенности, беспокойства. По мере нарастания остроты нужды интенсивность дискомфорта организма усиливается. Ублажение потребности происходит на базе определенного замысла, в согласовании с которым по нервным способам подаются командные сигналы на периферию организма. А оттуда идут сигналы о том, насколько действие ублажения совпадает с исходным замыслом. Чем полнее это совпадение, тем интенсивнее положительное переживание. Исследования показали, что в подкорковых областях головного мозга имеются специализированные участки, которые генерируют переживание наслаждения либо неудовольствия"
Познавательное отражение реализуется взаимосвязанными механизмами восприятия, памяти, мышления и воображения.
В механизме восприятия, участвующем в формировании идеального подобия воздействующих на органы эмоций предметов, как показали исследования ученых В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес и остальных, важную роль играют моторные (двигательные) компоненты. Так при формировании зрительного вида глаз совершает сложнейшие движения, напоминающие ощупывающие движения руки при осязании. В итоге этих движений осуществляется обнаружение. Потом начинается построение вида (идеальной копии предмета), завершающее различением. Далее следует идентификация, т.е. Сличение построенного вида с видами, хранящимися в памяти. Заключительный шаг - опознание, т.е. Отнесение предмета к определенной группе, категории. Все эти перцептивные деяния могут развертываться поочередно и фактически сразу.
От устройств восприятия идеальная копия (образ) предмета "передается" механизму памяти. Одно из более обычных объяснений механизма памяти, хотя и далеко не полное, дает так называемая ассоциативная теория (ассоциация - связь, соединение). В согласовании с ней, ежели воспринимаемые предметы характеризуются пространственно-временной смежностью (скажем, воспринимаются сразу), подобны чем-то друг дружке или контрастируют друг другом, образы, в которых они отражаются в коре головного мозга, оказываются взаимосвязанными. Потому, когда вспоминается один из предметов, по ассоциации всплывают в памяти остальные.
В высокой степени сложны механизмы мышления и воображения. Согласно точке зрения психолога С.Л. Рубинштейна и его учеников, которая опять же приведена в учебнике А.И. Китова, основной механизм мышления разъясняется последующим видом. "Объект мышления непрерывно включается во все новенькие связи, поворачивается новенькими сторонами и свойствами, которые фиксируются в новейших понятиях. Таковым видом, из объекта вроде бы вычерпывается все наиболее полная информация, на базе которой формируется все наиболее точное познание о нем. Такое манипулирование становится вероятным благодаря слову, представляющему в психике сам предмет"
Механизм волевого отражения. Одно из его объяснений дается последующим видом. В процессе деятельности меж действиями, удовлетворяющими потребность, и словами, их обозначающими, в коре головного мозга устанавливается нервная связь. При этом в психике слово представляет цель, методы ее заслуги, итог действий, отношение человека к ним и т.д. И когда в новом акте поведения человек формулирует ("про себя" либо вслух) цель, метод и остальные параметры будущей деятельности, следы прежних действий, их результаты, оценки последних вроде бы оживают в мозгу, включаются в новейшую деятельность, стимулируя либо тормозя ее. Происходит так называемая борьба мотивов, в итоге которой человек останавливает выбор на том варианте поведения, который активируется наиболее мощным мотивом, к примеру чувством долга.
Форма, уровни и механизмы психологического отражения не являются самостоятельно функционирующими феноменами. Механизмы отвечают на вопросец, который, ежели гласить несколько упрощенно, можно сформулировать так: каким видом беспристрастно, независимо от человека существующее явление (факт, событие, вещь т.д.) становится объектом внимания и потом оказывается представленным в психике? Как наружное, объективное преобразуется во внутреннее, личное, презентованное человеку?
Форма отражения в свою очередь отвечает на вопросец: "во что" преобразуется объективное, наружное, в каком виде оно представлено в психике? Уровень, ежели продолжать образное сопоставление, отвечает на вопросец: "держит ли" мозг созданные механизмом отражения переживание, познание, действие "под рукой", на уровне сознания, или "откладывает подальше"? Как лицезреем, формы, уровни и механизмы - это органически взаимосвязанные свойства психологического отражения, описывающие различные нюансы единого явления.
Рассмотренные выше свойства являются формально-психологическими в том смысле, что они отвлекаются от содержания психологического отражения. Люди значительно различаются друг от друга по каким-то параметрам форм, уровней и устройств психологического отражения. Но главные различия создаются тем, что усвоил человек из мира вокруг нас. Конкретно это делает человека личностью.
Понятие "содержание психологического отражения" находится в сложных соотношениях с описанными выше формально-психологическими характеристиками. К примеру, применительно к формам психологического отражения - переживанию, знанию и действиям - "содержание" отвечает на вопросец: что конкретно переживает (что знает, что делает) человек с точки зрения социальных норм, принятых в обществе. Любовь и ненависть - это переживания. Они могут изучаться по своим количественным параметрам (скажем, по силе, интенсивности и т.д.). Но без учета объекта любви и ненависти такое исследование будет формальным. Учет содержания переживания делает познание эмоций и эмоций объекта адекватным феномену, на который оно направлено. Познания тоже можно учить по глубине, точности, гибкости, широте, прочности и т.д. Но лишь воззвание к содержанию познаний (качественной характеристике усвоенной человеком инфы) дает о их достоверное представление. Это относится и к действиям.
Без учета содержания нельзя верно оценить и уровень отражения. Так, осознаваемость либо неосознаваемость сами по себе еще не дают полного представления о поступке человека. И подвиг, и преступление люди могут совершать как сознательно, так и не прибегая к осознанному предварительному анализу собственных действий. Это относится и к механизмам психологического отражения. Они могут изучаться формально, чтоб ответить на вопросец: как наружное становится внутренним, "пересаживается" в мозг? Но без учета общественного содержания инфы, "перерабатываемой" механизмами, подлинное познание человека неосуществимо.
К числу более фундаментальных черт содержания психологического отражения относятся потребности человека. Они изначально заданы как нужда организма в чем-или (к примеру, в пише) и в этом виде выступают как биологический источник активности новорожденного. Человек не сможет сделать что-нибудь, не делая это совместно с тем ради какой-или из собственных бессчетных потребностей. Актуализированная (в той либо иной степени осознаваемая) на данном отрезке времени потребность (либо потребности) приводит в движение все формы, уровни и механизмы психологического отражения, вроде бы включает их и направляет на поиск объекта, ее удовлетворяющего. В итоге такового поиска в психике формируется идеальная модель действий, реализация которых приводит к удовлетворению потребности. Далее эта идеальная модель реализуется реально. Потом актуализируется иная потребность и т.д. Такова в самых общих чертах схема ублажения потребностей человека.
Активность человека приводит не только лишь к удовлетворению потребностей, да и обогащает их социальным содержанием, развивает, превращает человека в личность. Чем полнее человек усваивает совокупность всех общественных отношений, тем дальше биологическое начало потребностей отступает на задний план.

Рекомендуем: ремонт квартир под ключ в Минске от https://tvoi-master.by.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Мир явлений, изучаемых психической наукой"

  • Общее понятие о внимании
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • О психологических состояниях вообщем
  • Рассеянность
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Защитные механизмы личности
  • Методы психической корректировки
  • Донаучная психология
  • Характеристики и функции внимания
  • Виды внимания
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Личность - общение и формирование
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Ценности человека
  • Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Этапы протекания инновационного конфликта


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики