Природа эмоций. Теории эмоций

25.03.2012 Основные этапы развития психологии управления | Видео

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопросец о природе эмоций. В 18-19вв. Не было единой точки зрения, но самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психологических явлений. Более четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербард, считавший, что фундаментальным психическим фактом является представление. Эмоции соответствуют связи, которая устанавливается меж представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт меж представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с видом живого, порождает печаль. В свою очередь это эффективное состояние не произвольно, практически рефлекторно взывает слезы и вообщем органические изменения, характеризующую скорбь.
Этой же линией придерживался И.В.Вундт, но его концепция была наиболее эклектичной. По его мнению, эмоции - это сначала внутренние изменения, характеризующиеся конкретным воздействием эмоций на течение представлений и, в некой степени, воздействием последних на чувства. Органические процессы являются только следствием эмоции.
Современная история эмоций начинается с возникновения в 1884г. Статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обосновано вызываемыми наружными воздействиями, переменами как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов- сердечной. Чувства соединены с этими переменами и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "Мы печальны поэтому, что плачем; боимся поэтому, что дрожим; радуемся поэтому, что смеемся". Таковым видом, периферические органические изменения, которые обыкновенно рассматривались как следствие эмоции, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций- считалось, что ненужные эмоции, к примеру горе, можно подавить, ежели намеренно совершать деяния, характерные для заслуги положительных эмоций.
Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Главные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при разных эмоциях, чрезвычайно походили друг на друга и как таковые не достаточны для того, чтоб удовлетворительно разъяснить качественное многообразие человечьих эмоций. Не считая того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не постоянно сопровождаются чувственными переживаниями.
Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, так как служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда то него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и надлежащие им органические изменения появляются в одном и том же центре- таламусе. Позже П. Бард показал, что с чувствами их всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психологическое состояние, как ответ организма на ситуацию. Таковой подступ можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть чувственных реакций разъясняется или тем, что они полезны(выражение гнева пугает врага), или ординарно тем, что они являются рудиментами движения целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, ежели руки стают влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при угрозы облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч. Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволюционируют также, как и строение их тела. В предстоящем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: "Эмоции появляются только тогда, под той либо иной причине затрудняется адаптация. Ежели человек сможет убежать, он не испытывает эмоции страха".
Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмоций через когнитивные факторы. Посреди их следует отметить теорию когнитивного диссонанс Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс - есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает 2-мя психологически противоречивыми "познаниями" о одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными либо ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: поменять свои ожидания так, чтоб они соответствовали действительности, либо попробовать получить новенькие сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таковым видом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
К разряду когнитивистских быть может отнесена информационная концепция эмоции П.В.Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивидума и оценкой, которую он дает вероятности ее ублажения. Оценку этой вероятности человек производит на базе врожденного ранее приобретенного личного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно нужных для ублажения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, к примеру, эмоция страха развивается при недостатке сведений, нужных для защиты. Этот подступ реализован в формуле

Э = - П(Ин -Ис),

Где:
Э - эмоция, ее сила и качество;
П - величина и специфика актуальной потребности;
Ин - информация, нужная для ублажения существующей потребности;
Ис - информация существующая, т.е. Те сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: ежели у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает в этом случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Ежели субъективная вероятность ублажения потребности велика, проявляются положительные эмоции. Отрицательные эмоции появляются, ежели субъект негативно оценивает возможность ублажения потребности. Таковым видом, сознавая либо не сознавая, человек повсевременно сравнивает информацию о том, что требуется для ублажения потребности, с тем, чем он располагает, и зависимо от их соотношения испытывает разные эмоции.
Рассматривая специфические индивидуальности эмоций человека, следует сначала отметить, что эмоции носят личностный нрав: в их отражается значимость предметов и явлений для данного человека в определенной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у их различные эмоции. Сиим же разъясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминание. Обычно, предметы, с которыми человек имел дело в радостной чувственной обстановке, и в предстоящем будут вызывать у него положительную реакцию. В связи с сиим эмоции можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: "То, что веселит человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, наиболее всего характеризует его суть, его нрав, особенность".
В крайние годы все реже встречаются суровые теоретические модели чувственных явлений, претендующие на объяснение всех явлений чувственной сферы. Особо это относится к моделям, построенным на каком- то одном принципе, механизме либо понятии. Все больше ученых понимают сложность и условность выделения чувственных явлений из содержания сознания и поведения и условность самого выделения дискретных эмоций и состояний, хотя бы в силу динамики чувственной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию действий жизнедеятельности, обусловленности как потребностями индивидума, так и чертами культуры, общества и тех настоящих социальных ситуаций, в которых оказываются люди.
Тем не мене попробуем обобщить все те эмпирически обоснованные представления о природе чувственных явлений, которые в той либо иной форме представлены в изложенных выше теориях либо теоретических представлений о природе чувственных явлений.

Общие характеристики чувственных явлений:
1 Эмоциональные явления (в различие от познавательных действий) выражают взаимоотношения меж индивидумом и окружающей средой (потребностями и вероятным либо настоящим их удовлетворением/либо невозможностью удовлетворить, целями и вероятным либо настоящим их достижением/либо невозможностью достигнуть).
2 Более обычные и значимые виды таковых ситуативных отношений и приобретают заглавие дискретных эмоций (гнев, удовлетворенность, страх и т.п.), виды внеситуативных устойчивых отношений - заглавие эмоций (любовь, уважение, ненависть, презрение и т.п.).
3 Эмоциональные явления предполагают обязательную включенность всех систем организма в процессы обеспечения поведения и сознания, при этом нрав этой включенности не привязан к конкретным видам чувственных явлений и сможет меняться в чрезвычайно широком диапазоне.
4 Эмоциональные явления могут выступать и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае являются необходимым, а значит и неизменным компонентом регуляции.

Рекомендуем: дизайнерская отделка квартир под ключ в Минске от "Твой Мастер".

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Природа эмоций. Теории эмоций"

  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • О психологических состояниях вообщем
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Общее понятие о внимании
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Общее понятие о характере человека
  • Психология делового общения
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • 1-ые деньки малыша
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Защитные механизмы личности
  • Виды внимания
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Личность - общение и формирование


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики