Роль, эмоций в жизни человека

25.03.2012 Основные этапы развития педагогической психологии | Видео

Пожалуй, основной вопросец, который интересует каждого, желающего разобраться в проблемах чувственной сферы, - это вопросец о роли, которую играют эти явления в жизни человека. Людские эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют найти полезность и вредность воздействующих на их причин и реагировать, до того как будет определено само вредное воздействие. Так, к примеру, человек, переходящий дорогу, сможет испытать страх различной степени зависимо от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на базе опыта индивидуальных переживаний человека, сколько в итоге переживаний, возникших в разговоре с иными людьми, а именно, через восприятие произведений искусства, средства массовой инфы и т.д. Благодаря отражательной функции эмоций человек сможет ориентироваться в окружающей реальности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле эмоции выполняют к тому же прединформационную либо сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс ублажения потребностей, какие препятствия он встречает на собственном оковы, на что нужно обратить внимание сначала и т. Д.
Оценочная, либо отражательная, функция эмоций конкретно связана с побудительной, либо стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Эмоции вроде бы определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачки. Эмоциональное переживание содержит образ предмета ублажения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
В связи с тем, что эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию эмоций. Значимые действия, вызывающие эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха - неуспеха владеют способностью привить любовь к учению либо навечно угасить ее. Американские психологи Р.М. Йеркс и Дж.Д.Додсон, изучая зависимость научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей, установили зависимость свойства выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впоследствии эта зависимость была выявлена у людей. Оказалось, что по мере интенсивности качество деятельности меняется по колоколообразной кривой: поначалу повышается, потом, опосля перехода через точку более высоких показателей успешности деятельности, равномерно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально удачно, именуется оптимумом мотивации.
Переключательная функция эмоций особо колоритно обнаруживается при конкуренции мотивов, в итоге которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия меж естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сущности дела, реализуется в борьбе меж страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту либо другую сторону.
В связи с сиим нельзя не отметить и приспособительную функцию. По утверждению Ч.Дарвина, эмоции возникли как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех либо других критерий для ублажения актуальных для их потребностей. Благодаря вовремя возникшим эмоциям, организм имеет возможность действенно приспособиться к окружающему миру.
Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания остальным людям, информировать их о собственном отношении к предметам и явлениям окружающей реальности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации, являются "языком человечьих эмоций", средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования не все эмоции одинаково просто распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), потом отвращение (48%), удивление (34%). Наибольшую информативность о эмоциях, испытываемых человеком, несет выражение его рта.
В рамках коммуникативной функции можно выделить и остальные. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, малыши чрезвычайно резво замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, владеют большенный силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок полностью сознательно гласит, что он будет плакать до того времени, пока предки не выполнят его желание.
Эмоции соединены с особенными физиологическими действиями в организме. Возникновение этих действий имеет в собственной базе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, к примеру, при чувственных переживаниях меняется кровообращение: учащается либо замедляется сердцебиение, меняется тонус кровеносных сосудов, понижается либо повышается кровяное давление и т.д. В итоге при одних чувственных переживаниях человек - краснеет, при остальных - бледнеет. Сердце столько же чутко реагирует на все изменения чувственной жизни, что в народе его постоянно считали вместилищем, органом эмоций, невзирая на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.
Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство заслуги определенных объектов, но не только лишь - сиим они также способствуют совершенствованию нашей своей личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взор на собственные переживания демонстрируют, что эмоция сможет побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуем цель, которую чрезвычайно желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но для нас тяжелым бременем являются усилия, нужные для заслуги цели, которую нам следовало бы достигнуть, но которая не очень нас заботит. Это проявляется также в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываем охвачены отвагой, гневом либо страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам этот объект доставляет. Ежели с нами приключается что-то недоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то наилучшего.
Труднее узнать, каким видом способствуют деятельности по достижению цели отрицательные эмоции и вызванные ими состояния. Нужно иметь в виду, что отрицательная эмоция отрицательное движение, связанное с нею, в реальности являются позитивными состояниями - ведь при всем этом что-то происходит. Движение именуется отрицательным поэтому, что оно удаляет от того, что его вызывает. Но это движение не попросту удаляет от ненужного объекта либо состояния. Есть основания утверждать, что это движение положительно(направлено к чему-то) в таковой же мере, как и негативно (в сторону ненужного), так как даже с точки зрения принципов незапятнанно физической эволюции организмов выживание - это функция реакций избегания. Следовательно, отрицательное движение постоянно есть движение к чему-то лучшему, а не попросту от какого-то наличного зла. Правда, это "что-то лучшее" постоянно осознается, естественно, очень смутно и туманно, в то время как объект, вызвавший эмоцию, воспринимается в фокусе сознания со всей отчетливостью. Но для выживания имеет значение не отчетливость восприятия и не факт избегания, а, быстрее, ценность движений для заслуги положительной цели. Ситуация типа "из огня да в полымя" представляют собой редкое исключение.
Не считая того, эмоциональная реакция при отрицательных чувственных состояниях редчайше является результатом деяния одиночного объекта либо не чем не осложненного ума. Печаль, которая на 1-ый взор кажется исключительно депрессивной, имеет и позитивное содержание: она направляет нас к чему-то (неважно, к чему конкретно) конструктивному и повышающему настроение. Наиболее сложные случаи, когда печаль вызвана потерей, Тут мы имеем отрицательную эмоцию, подкрепляемую и поддерживаемую эмоцией сопротивления. Мы жаждем утерянного добра, сейчас уже недостижимого, и угнетены его отсутствием, сейчас уже неизбежным. Конкретно эмоция сопротивления закрепляет нашу связь с причиной нашей печали. Вся проблема тревоги, печали и отрицательных эмоций в целом нуждается в новом рассмотрении с этой точки зрения
Как мы говорили, эмоции появляются в итоге оценочного суждения, составленного изначально на базе сенсорной привлекательности либо отвращения. Но основываясь лишь на этом, нельзя судить о том, что для человека хорошо, а что - не хорошо. Основой для такового суждения обязана быть и разумная оценка. Объект сможет вызывать приятные чувства и ублажение, но быть вредным с рациональной точки зрения. Плитка шоколада диабетику чрезвычайно привлекательной, но он знает, что будет страдать, ежели съест ее. Подобно этому, весенний воздух и солнце могут вызвать у студента сильное желание уйти с лекций, но ежели он уступит ему, пострадают его надежды сдать экзамены.
Следовательно, для того чтоб эмоция служила средством самоутверждения, нужно установление гармонии меж объектами эмоции и жизненными целями личности. Ежели эти объекты воспринимаются в их истинной ценности, ежели они рассматриваются с точки зрения конечных целей человека, то и суждение о том, насколько они применимы для человека, будет объективным и адекватным.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Роль, эмоций в жизни человека"

  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Общее понятие о внимании
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Методы психической корректировки
  • Виды внимания
  • Общее понятие о характере человека
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • О психологических состояниях вообщем
  • Ценности человека
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • 1-ые деньки малыша
  • Личность - общение и формирование
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Психология делового общения
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Психическая черта игр, в которые играют люди


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики