Ценности имеют как содержательную, так и количественную стороны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т. Д. Являются важными. К примеру, таковая ценность, как "власть закона", содержательно значит равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.
Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей: 1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины; 2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды; 3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство; 4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. Д.; 5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и воздействия; 6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере). Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к дилемме ценностей со стороны прикладных исследователей.
А именно, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попробовали связать ценности индивидума со стилем его жизни. Таковой подступ позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-поведенческой сфере:
1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены каких-или ценностных устоев и в основном действуют, лишь исходя из собственных физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях; 2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценностной сферы, характеризуются высочайшей зависимостью. Они неукоснительно следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью; 3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют колоритно выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают лишь жесткому Давлению власти; 4. Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело переносят неопределенность, они отвергают лиц с другими, чем у их, система Ми ценностей, пытаясь во всем навязать собственный свой взор; 5. Манипулятивный. Этих людей характеризует рвение достигнуть Собственных целей методом манипулирования иными. Они прагматичны И интенсивно стремятся к высокому положению и признанию; 6. Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на разработке гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над средствами и болезненно реагируют на неважно какие попытки манипуляции и давления; 7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя полностью комфортно в Критериях неопределенности, к примеру, посреди людей с различными цен Ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики Ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола Властей; Ценностные представления также могут быть разбиты на две большие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В согласовании с ними индивидум строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как людское достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство способностей и т. Д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в хоть какой стране и культуре. Ко 2-ой группе относятся ценности, имеющие наиболее конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет либо отторгает индивидум. Эти ценности могут быть выражены таковыми прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В различие от терминальных ценностей, которые характеризуются значимой устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности наиболее гибки и подвижны. Как и остальные элементы поведения, они в значимой степени подвержены изменениям в итоге обучения либо нового опыта. То, в какой степени данная ценность принципиальна для индивидума, рассматривается исследователями как количественная черта ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы разные опросники, позволяющие измерить степень важности, которую присваивает индивидум той либо иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей дозволяет выявить систему ценностей индивидума. Она обыкновенно представляет иерархическую структуру, в какой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются остальным. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек присваивает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. Д.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Виды ценностей"