Индивидуальность и ее проявления

19.03.2012 Психология возможного развития человека | Видео

Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, индивидуальности конкретного представителя видов, отличающие его от остальных представителей этого вида. Индивидуальные же характеристики, в том числе генетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными они не становятся.
Характеристики индивида не переходят в характеристики личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
Начинать изучение проблемы личности нужно с индивида – неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не лишь как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая только о том, что он отделен (сначала телесно) от остальных индивидов. Гораздо содержательней иной определения «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных свойств и параметров. Схематически это смотрится так: человек выступает поначалу как особь, «случайный индивид», потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но характеристики личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Индивидуальные характеристики личности – это не то же, что личностные характеристики индивида, т.е. Характеристики, характеризующие его как личность.
Степень такового действия быть может разной. При чрезвычайно сильном воздействии можно гласить о поглощении взрослым внутреннего мира малыша, часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не лишь психическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты, свидетельствующие о том, что у малыша, которого из-за физических недостатков повсевременно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция, казалось бы, естественная функция организма.
Исследования демонстрируют, что родители даже при выздоровлении собственного чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… не дают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Итог – полная зависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть до упрека в неблагодарности. А он просто хотел поглядеть, как устроено… И вот нельзя играться в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с сиим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители лишь удивляются – мы же говорили, как нужно поступать, почему же он таковым вырос – ничего не желает и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, не развились возможности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за возможности? Самая принципиальная из их – способность вставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие возникает возможность созидать мир наиболее многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой возможности человек получает возможность перевоплощения, у него возникает реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность собственных действий: замахиваться на матерью нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность параметров вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в свойства градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у малышей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию иной точки зрения на эту вещь – к примеру, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен собственной шуткой.
Предстоящее развитие возможности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой возможности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» либо «я – мама» и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В наиболее позднем – младшем школьном – возрасте возникает рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением собственного внутреннего мира и воздействием на него. Возникает планирование, основанное на предвидении собственного будущего и будущего другого. Это чрезвычайно принципиальное приобретение, т. К. Возникает не лишь понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, содействует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. К. Рост самосознания содействует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих параметров в образе другого.
Таковым образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его возможности осознавать неоднозначность деяния, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое таковой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в главном негативные чувства по отношению к иным – зависть, злость, раздражение, постоянно кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Индивидуальность и ее проявления"

  • Развитие детского характера
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Независимость малыша
  • Первый час после рождения ребенка
  • Цели воспитания детей
  • Личность - общение и формирование
  • Роль родителей в развитии малыша
  • Развитие индивидуальных возможностей ребёнка
  • Методы психической корректировки
  • Двигательная активность малыша
  • Истерический невроз у малышей
  • Неврастения у малышей
  • Как избежать невроза у малышей
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Короткие итоги дошкольного развития малыша
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Индивидуальности детской психики
  • Психическая готовность к школьному обучению
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Ценности человека


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики