Развитие индивидуальности в семье и в детском саду

19.03.2012 Сапогова психология развития человека | Видео

Ребенок – это центральная фигура образования, его объект и субъект. Конкретно для малыша и ради него существуют детские сады и школы, воспитатели и учителя. На него ориентированы усилия и надежды педагогов и родителей. Родители заботливо передают педагогам самое ценное, что у их есть – собственного сына либо дочку.
Ребенок ранее был открыт для родителей: вся его жизнь, все желания, трудности, радости и неприятности детской жизни были для родителей открытой книгой. Ребенок был понятен, большая часть его жизни проходила на глазах у любящих родителей. И вдруг пришлось отдать малыша в незнакомые, чужие руки, доверить педагогу. Сейчас далеко не вся жизнь малыша подконтрольна родителям. У их может возникнуть понятное беспокойство либо даже чувство беспомощности, а иногда и ревности. Для самого малыша переход из семьи в детский сад, а потом в школу, от матери, папы и остальных родных людей к педагогу – тоже серьезное испытание. Так чем же отличаются родители и педагоги и что меж ними общее?
Сходство в том, что и те, и другие – взрослые. Они глядят на малыша очами взрослого, оценивают его с позиций взрослого, ставят цели собственной образовательной деятельности, выстраивают портрет идеального малыша и стремятся к тому, чтоб реальный ребенок соответствовал (либо хотя бы приближался) к этому идеалу.
Но меж родителями и педагогами существует и значительная разница. Для родителей ребенок – его собственная часть, его произведение, возможность воплощения того, что не смогли осуществить они сами. Когда мы спросили родителей, за что они любят собственных малышей, один папа сказал о собственной дочери: «За то, что она моя». Воспитание и обучение малыша для родителей – это выбор дороги в будущую жизнь и для малыша, и для самих родителей. От результатов воспитания и образования малыша во многом зависит, какой будет жизнь родителей в ближайшем и отдаленном будущем.
Родители видят малыша ежедневно в самых разных ситуациях и видах деятельности: в труде, на отдыхе, в игре, в разговоре со знакомыми и незнакомыми людьми, взрослыми и детками, с малышами и животными. Они понимают скрытый от глаз мир малыша через разговор с ним, его рисунки и игры, его эмоции и поступки. Кроме того, в отношениях родителей и малышей есть прошлое, память о раннем детстве и некоторая биологическая связь, которая убывает с возрастом, но не исчезает совершенно. То есть родители связаны с ребенком на всю жизнь.
Воспитатель детского сада тоже видит малыша во почти всех ситуациях, хотя их разнообразие меньше. Но воспитатель видит лишь настоящее. У него и у малыша нет общего прошлого, нет биологической связи. Для него ребенок – один из почти всех. И образовательный процесс связывает его с ребенком на довольно короткое время – всего на несколько лет. Педагогические неудачи и ошибки уйдут из его жизни вместе с ребенком в школу и семью. Но у воспитателя есть и свои преимущества: он имеет возможность оценить личность малыша в сравнении с иными детками, а означает, яснее увидеть его недостатки. В этом есть и негативная сторона: педагог повсевременно сравнивает малыша с иными детками. Плюсы же малыша обычно лучше видят родители, хотя бывает и наоборот. Это проблема не лишь воспитателя, но и учителя.
Учитель видит малыша только в чрезвычайно ограниченном круге ситуаций: в главном на уроке, во взаимодействии с одноклассниками и педагогами в рамках школьной среды. В отношениях учителя и малыша есть еще одна особенность: учитель оценивает малыша с помощью отметки. При этом обычно, особенно в начальной школе, он оценивает не лишь его знания, но и поведение. Да и знания он может оценить лишь по тому, насколько ребенок сумел их оречевить, то есть выразить в речевой устной либо письменной форме.
Таковым образом, родители знают прошлое и настоящее малыша, мечтают о его будущем, а педагоги знают настоящее и представляют усредненную модель будущего.
Каковы же главные задачи родителей, воспитателя и учителя в образовательном процессе, которые в данный момент решают семья и образовательные учреждения?
Задачи родителей: осознать собственного малыша, создать развивающую среду и развивать его тело и душу, отдать принципиальные знания о мире и обществе, отдать главные нравственные ориентиры, научить жить согласно законам нашего общества, научить обожать и защитить от вредоносных факторов.
Главные задачи воспитателей ДОУ: создать развивающую среду и развивать восприятие, речь, мышление малыша, получать знания о возрастных особенностях малыша, его здоровье и использовать их для развития малыша, отдать ребенку знания о нормах поведения в детском саду, с детками и взрослыми, научить взаимодействовать со сверстниками.
Главные задачи учителей: отдать знания, умения, способности по предметам, развивать его мышление, внимание, память, оценить его знания, умения, способности в согласовании со стандартом, отдать знания о нормах поведения в школе, научить партнерским отношениям со сверстниками.
Итак, выделим несколько факторов, которые отличают взгляд на малыша родителей и педагогов.
Для родителей индивидуальность малыша – предмет постоянного изучения, гордости либо разочарования, собственных детских воспоминаний, сравнивания с собой в детстве, любовного отношения. Развитие малыша – это основная задача родителей, но они часто действуют интуитивно, не обладая профессиональными знаниями и нередко теша свое тщеславие.
Оценивание малыша родителями многосторонне, ревностно и субъективно в сравнении с оценкой ими остальных малышей. В то же время оценка родителей больше опирается не на то, что знает ребенок, не на его поступок, а происходит в согласовании с его индивидуальностью (полом, биологическим возрастом и т.д.) в контексте всей истории развития малыша, событий его жизни (болезни его и его близких, остальных стрессов и ярчайших воспоминаний).
Защита малыша от психогенных повреждающих факторов в главном ложится на родителей. Они отлично знают индивидуальность собственного малыша. То, что не вредит психике 1-го малыша, другому может нанести непоправимый ущерб.
Еще один важнейший фактор отношений меж родителями и детками – любовь. Любовь к ребенку – непреходящая ценность. Родители любят собственных малышей. Они могут обожать и гордиться, обожать и страдать, обожать и жалеть. Они сердятся, ругают, наказывают – и при этом любят. Они прижмут, обнимут, погладят, поцелуют – и дадут ребенку чувство защищенности, веры в лучшее, понимания, психология прощения, принятия, надежды на помощь и участие. Родители постоянно должны быть на стороне малыша против трудностей жизни. Нельзя осуждать их за то, что они бросаются в бой за собственного сына либо дочку – на то они и родители.
Для педагогов индивидуальность малыша – отправная точка для построения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основного образовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность собственного малыша. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение в согласовании с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и часто не имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают ему бессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей либо неумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока не дано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологические индивидуальности малышей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями о индивидуальности конкретного малыша и зачастую не имеют способности индивидуально работать с каждым ребенком в группе либо классе.
Развитие малыша – это одна из важных задач педагога, который владеет профессиональными знаниями, но не соотнесенными с индивидуальностью малыша. Взгляд на развитие у педагогов часто происходит через призму знаний, умений и навыков. Родители в собственном большинстве озабочены тем, чтоб развивать собственного малыша, но они подвержены моде, бросаются в крайности, «перекармливают» малыша развивающими занятиями в ущерб нормальному развитию, лишают его необходимой для нормального развития свободной самостоятельной игры. Они пытаются ускорить развитие малыша, перепрыгнуть через необходимые ступени развития.
Педагоги, в отличие от родителей, имеют знания о закономерностях физического и психологического развития малышей данного возраста, опыт работы с разными детками. Их проблемы состоят в том, что они часто подменяют цели: вместо развития малыша на 1-ое место ставится обучение и подготовка к проверке знаний, умений и навыков, к передаче малыша на следующее звено обучения (из детского сада в начальную школу, из начальной школы в основную) в согласовании с требованиями этого звена. Впрочем, это скорее не проблема конкретного педагога, а проблема современной педагогики.
Оценивание малыша педагогами фактически постоянно происходит в сравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными иными детками. К тому же оценивание часто происходит не столько качественно, сколько количественно: в виде отметки. Родители оценивают малыша не лишь за учебный итог, но и за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности. Их оценка носит качественный характер, сообразуется с ситуацией, с самочувствием малыша и т.д. Они заинтересованы в положительном результате и радуются ему вместе с ребенком. Однако минусы родительской оценки в том, что она субъективна. Родителям не с чем сравнить успехи собственного малыша и его неудачи. Они склонны преувеличивать и успехи, и неудачи. Им часто не хватает ни знаний, ни терпения, ни такта, а иногда и уважения к ребенку.
Педагоги обычно не склонны преувеличивать успехи малыша. Они могут сравнить малыша с его ровесниками и отметить, насколько его результаты отличаются от среднего уровня. Они наименее эмоционально относятся к успехам малыша и потому часто наиболее терпеливы. В то же время круг тех видов деятельности, за которые педагог может похвалить малыша, существенно уже. На учителя давит отметочная система оценивания, которая метит малыша не лишь как неуспешного в данной деятельности либо совершившего проступок, а как «плохого» либо «хорошего».
Защита от психогенных повреждающих факторов каждого малыша не является главной задачей педагога. Его задача – защитить малышей в целом, а не конкретного малыша. Родители, общаясь с педагогом, недовольным успехами либо поведением малыша, обычно встают на защиту собственного сына либо дочери, даже ежели ощущают, что не правы. Но, приходя домой, они часто здесь же меняют свою позицию, начиная ругать и наказывать малыша. Таковая «защита» скорее имеет целью защитить свое самолюбие, но не малыша. Правда, поругав, большая часть родителей все равно позже приласкают.
А любит ли педагог малыша так, как любят его родители? Конечно, нет. Педагоги должны обожать малышей, но не обязаны обожать каждого конкретного малыша. Однако они тоже должны быть на стороне каждого малыша против трудностей, которые его подстерегают. Любовь постоянно права. Нельзя осуждать за любовь к ребенку. Но любовь, которая сковывает малыша в его развитии, не дает ему права ошибиться и набить свои шишки, привязывает к родителям крепкими путами, может привести к плачевным результатам.
Итак, и у педагогов, и у родителей есть свои сильные и слабые стороны во взгляде на малыша, свои цели, задачи, права, о которых каждая сторона обязана знать и которые обязана уважать. Ребенок находится меж родителями и педагогами, меж семьей и школой (либо детским садом). Ежели мы будем тянуть его каждый в свою сторону, то рискуем деформировать его психику.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Развитие индивидуальности в семье и в детском саду"

  • Неврастения у малышей
  • Цели воспитания детей
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Роль родителей в развитии малыша
  • Как избежать невроза у малышей
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Короткие итоги дошкольного развития малыша
  • Построение воспитывающего диалога
  • Психическая готовность к школьному обучению
  • Независимость малыша
  • Развитие индивидуальных возможностей ребёнка
  • Режим новорожденного малыша
  • Как посодействовать ребенку “разговаривать”
  • Развитие детского характера
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Первый час после рождения ребенка
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Источники ценностных представлений


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики