Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Основное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.
Речь идет не о обязательном совпадении взглядов и оценок. Почаще всего точка зрения взрослых и малышей различна, что полностью естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок постоянно должен осознавать, какими целями руководствуется родитель в разговоре с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных действий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Конкретно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Более существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций малыша и взрослого.
Достигнуть этого в повседневном семейном общении с ребенком очень трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый владеет силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо повсевременно стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций значит признание активной роли малыша в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он постоянно активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души собственного малыша только в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что малыши оказывают несомненное воспитывающее действие и на самих родителей. Под воздействием общения с собственными детками, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные деяния по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в собственных психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
По этому поводу обращаясь к родителям, Я. Корчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя малышей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не значит, что родителям, строя диалог, необходимо снизойти до малыша, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей повсевременно учиться созидать мир в самых разных его формах очами собственных малышей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир малыша, в происходящие в нем изменения, в индивидуальности его духовного строя - все это создает базу для глубочайшего взаимопонимания меж детками и родителями в любом возрасте.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Построение воспитывающего диалога"