Построение воспитывающего диалога

20.03.2012 Детская психология 7 лет | Видео

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Основное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий.
Речь идет не о обязательном совпадении взглядов и оценок. Почаще всего точка зрения взрослых и малышей различна, что полностью естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок постоянно должен осознавать, какими целями руководствуется родитель в разговоре с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных действий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Конкретно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Более существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций малыша и взрослого.

Достигнуть этого в повседневном семейном общении с ребенком очень трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый владеет силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо повсевременно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций значит признание активной роли малыша в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он постоянно активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души собственного малыша только в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что малыши оказывают несомненное воспитывающее действие и на самих родителей. Под воздействием общения с собственными детками, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные деяния по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в собственных психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

По этому поводу обращаясь к родителям, Я. Корчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя малышей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

Равенство позиций отнюдь не значит, что родителям, строя диалог, необходимо снизойти до малыша, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей повсевременно учиться созидать мир в самых разных его формах очами собственных малышей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир малыша, в происходящие в нем изменения, в индивидуальности его духовного строя - все это создает базу для глубочайшего взаимопонимания меж детками и родителями в любом возрасте.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Построение воспитывающего диалога"

  • Воздействие семьи на становление личности
  • Цели воспитания детей
  • Роль родителей в развитии малыша
  • Неврастения у малышей
  • Независимость малыша
  • Воздействие конфликтов на развитие малыша
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
  • Как избежать невроза у малышей
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Индивидуальности детской психики
  • Умственное воспитание малышей в игре
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Развитие индивидуальных возможностей ребёнка
  • Источники ценностных представлений
  • 1-ые деньки малыша
  • Как посодействовать ребенку “разговаривать”
  • Эмоциональная связь мамы и малыша
  • Первый час после рождения ребенка
  • Истерический невроз у малышей


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики