Донаучная психология

17.07.2012 | Видео

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Тут деятельность и познание слиты воедино, обусловленные необходимостью осознавать другого человека и предвидеть его поступки.
Источником познаний о психике в донаучной психологии выступают: личный опыт, возникающий из наблюдения за иными людьми и самим собой; общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое познание не систематизировано, неотрефлексировано, потому нередко вообщем не осознается как познание.
Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей, - процессах, все усложняющихся в протяжении всей людской истории. По меткому выражению П.Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов; тут деятельность и познание слиты воедино, обусловленные необходимостью осознавать другого человека, предвидеть его поступки.
Первым, кто заговорил о измерении в психологии был немец Вольф, который считал, "что можно измерить величину наслаждения осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить". В том же веке эта мысль психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений.
Эстонский психолог К. Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих о исследованиях еще в XVIII веке, которые очевидно подходят под категорию экспериментально-психических. В качестве примера одной из первых и притом практических заморочек психического измерения можно привести проблему "личного уравнения" (ее начало - 1796г.). Идущее из XVIII века мировоззрение о том, что измерение - важная, ежели не единственная цель хоть какой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она реально стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психических лабораторий Ф. Гальтон писал тогда: "Психометрия - значит, искусство охватывать измерением и числом операции ума, как к примеру, определение времени реакций у различных лиц... Пока феномены какой-нибудь области познания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки". К настоящему времени нет, пожалуй, ни 1-го вида людской деятельности, который не стал бы объектом психического исследования.
Донаучный период заканчивается приблизительно в VII-VI веках до н.э., другими словами до начала объективных, научных изучений психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на бессчетных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). 2-ой, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а поэтому он получил условное заглавие философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до определения фактически психической терминологии, отличающейся от принятой в философии либо естествознании.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной фактически для хоть какого исторического исследования, появляются некие разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Время от времени появление самостоятельной психической науки связывают со школой В.Вундта, другими словами с началом развития экспериментальной психологии. Но психическая наука определилась как самостоятельная значительно ранее, с осознания независимости собственного предмета, уникальности собственного положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной сразу, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета исследования в университетах уже в конце XVIII - начале XIX веков.
Таковым видом, правильнее гласить о появлении психологии как самостоятельной науки конкретно с этого периода, относя к середине XIX века становление экспериментальной психологии. Но в любом случае нужно признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. В протяжении наиболее чем 20 веков психическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психических изучений, и взаимоотношение психологии с иными науками.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Донаучная психология"

  • Психология и естествознание
  • ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Психология делового общения
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
  • О психологических состояниях вообщем
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Личность - общение и формирование
  • Элементы психотерапии
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Структура личности
  • Общее понятие о внимании
  • Методы психической корректировки
  • Психическая сущность фантазии у детей
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Личностная направленность спеца психолога
  • История возникновения тестов ума
  • Характеристики и функции внимания
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики