Как популярно, глубинная психология есть общее заглавие для обозначения психических явлений, выдвигающих посреди остального идею о независимости психики от сознания и рвения доказать фактическое существование этой независящей от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию делят на традиционную и современную.
Традиционная глубинная психология представлена уже выше описанной концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепцией Карла Юнга - соответствующе психоанализом, персональной психологией и аналитической психологией.
Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях людской психики, изготовленных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Исследовательская карьера Юнга началась в поликлинике для сумасшедших в Буфгхельцле, недалеко от Цюриха, в то время Юнг находился под мощным воздействием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда. Исследование в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию другого, чем у Фрейда, наиболее широкого взора на природу психологической энергии. Фрейд считал, что шизофрения на ряду с иными психологическими расстройствами развивалась из-за угнетения сексапильности и перемещения эротического энтузиазма с объектов окружающего мира во внутренний мир хворого.
Юнг же считал, что контакт с наружным миром поддерживаемая и другими методами, кроме сексапильного, а утрату контакта с реальностью, соответствующую для шизофрении, нельзя связывать только с сексапильным перемещением. Так что принципной линией размежевания З. Фрейда и К. Юнга является истолкование “либидо”, либо психологической энергии. Теория либидо Юнга тесновато связанна с таковыми понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к наиболее преждевременной стадии развития).
Юнг описывает прогрессию как каждодневный фуррор процесса психической адаптации. Соответствующе адаптация осуществляется в два шага: 1)Получение установки; 2)Окончание адаптации средствами установки. В процессе регрессии несопоставимые и отвергнутые пережитки ежедневной жизни, всякого рода предосудительные звериные проявления выходят на поверхность. Регрессия - совсем не неотклонимый ретроградный шаг в жизни субъекта, а быстрее нужная фаза его предстоящего развития.
Юнг предложил довольно необъятную и впечатляющую систему взглядов на природу людской психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и безотчетного, серьезную теорию психологических типов и, что еще важнее, детализированное описание всепригодных и психологических образов, берущих свое начало в глубинных пластах безотчетной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного безотчетного. Понятие архетипов коллективного безотчетного присваивает аналитической психологии добавочное измерение по сопоставлению с иными школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции людской психики во всех ее культурных проявлениях. Аналитическую психологию следует различать от физиологической экспериментальной психологии, стремящихся свести целостные психологические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой психологии, энтузиазм которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы наружной Среды. Задачка аналитической психологии - раскрыть психологический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается только терапией неврозов либо исследованием его ума либо патологических особенностей. Совместно с тем, как многократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле, что вместе с занием целостной природы психики она оказывается и техникой психологического развития, применимой к обыденным людям, является вспомогательным средством в области мед и педагогической, религиозной и культурной деятельности.
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, способ и технику. Центральным понятием его психотерапии является “индивидуация”. Оно употребляется Юнгом в несколько ином значении, ежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психологической системы. Такое движение начинается, обычно, во 2-ой половине жизни.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Архетип коллективного безотчетного"