Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость

17.07.2012 | Видео

В литературе имеются многочисленные описания порождающих психологическую напряжённость действий и ситуаций, которые именуют стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как "сложные", "трудные", "особенные", "эмоциогенные", "критические", "аварийные", "чрезвычайные", "экстремальные", "сверхэкстремальные", "гиперстрессовые" и т.п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания рассматриваемых ситуаций. Сначала, не выдерживается какое-то одно основание деления.
Так, в одном случае упор ставится на характеристике объективных особенностей стимуляции ("сложные условия"), в другом - на отношении субъекта к этой стимуляции ("трудные условия"), в третьем - на преобладающем компоненте возникшего состояния ("эмоциогенные условия") и т.д. Наиболее того, встречается разное осознание одних и тех же определений. Так, понятие "экстремальные условия" одни авторы определяют как "неблагоприятные для жизнедеятельности", остальные - как "предельные, последние значения тех элементов ситуации, которые в средних собственных значениях служат хорошим рабочим фоном либо, по последней мере, не ощущаются как источник дискомфорта" (Небылицын, 1966), третьи - как условия, требующие мобилизации обычных "буферных", а время от времени и "аварийных" резервов организма (Ломов,1970). Естественно, эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг дружку, но каждый из их, все же, акцентирует только одну сторону экстремальности.
Возникает вопросец: какова природа стрессоров и в какой мере возможна их систематизация?
Экстремальность как изюминка стрессоров. Хотя существует несколько определений экстремальности, но при употреблении этого понятия обыкновенно ясно, что речь идёт не о обычных, обычных критериях деятельности, а о значительно отличающихся от их обстоятельствах. Реально, к ним относятся те виды стимуляции, которые характеризуются интенсивным, часто сверхсильным воздействием (к примеру, шум при испытании реактивных двигателей на стенде). К слову, экстремальность в данном случае создаётся не только лишь максимизацией, да и минимизацией интенсивности (примером могут служить исследования, посвящённые дилемме функционирования организма и психики человека в критериях сенсорной депривации). Экстремальность обусловливается не только лишь интенсивностью, да и иными параметрами стрессоров. К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую среду, в какой сможет протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.), нрав деяния стимула (нерегулярность его возникновения, монотонность и т.п.), беспристрастная сложность самой задачки (переработка огромных потоков инфы в ограниченное время, отсутствие инфы, необходимой для выполнения тех либо других действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т.п.). Одним из принципиальных, но до сих пор мало исследованных причин экстремальности является время. Считается, что этот фактор сможет значительно определять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её эффект. Это разъясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп психологической активности у различных лиц неодинаков и переход через личные пределы этого темпа ведёт к появлению психологической напряжённости.
Общая изюминка рассмотренных выше причин состоит в том, что они превышают диапазон оптимальных действий и тем придают ситуации качество экстремальности.
Но эффект стрессора не ограничивается только его специфичным действием, но обусловлен также и психологическими чертами человека. Так, непосредственная опасность для жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами, могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли либо, к примеру, в связи с религиозными мотивами. Психология располагает огромным числом изучений, свидетельствующих о том, что мотивационные, умственные и остальные психические свойства человека, его актуальный опыт, объём познаний и т.д. Существенным видом корригируют воздействие объективных параметров раздражителя.
Это даёт основание считать, что "основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько беспристрастной угрозы и объективным способностям противостоять этой угрозы, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои способности, т.е. Субъективному фактору" (Kofta,1973). Отсюда ясна тщетность усилий отыскать специфические факторы, обусловливающие возникновение психического стресса. Внешняя ситуация содействует только выявлению адекватности либо неадекватности многофункциональных, в том числе психологических, способностей человека в процессе выполнения той либо иной деятельности.
Экстремальность сможет иметь разную степень выраженности. Предположим, такие ситуации, как сдача очередного экзамена, посещение зубного доктора (описываемые в литературе как стрессогенные), владеют для субъекта наименьшей степенью экстремальности, чем, скажем, вождение автомобиля в часы пик (ежели речь идёт о неопытном водителе). Хотя все эти ситуации порождают психологическую напряжённость, но для субъекта они имеют разную меру экстремальности: так, первые две ситуации оцениваются как трудные, при всем этом они могут быть как чувственно отрицательными, так и чувственно положительными, третья же ситуация оценивается как угрожающая.
Исходя из сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации, в какой протекает его деятельность, экстремальность можно представить как континуум, который включает по последней мере три степени её выраженности, либо три типа последующих ситуаций: 1) трудные, 2) параэкстремальные, 3) экстремальные. Для всего ряда типично постепенное нарастание экстремальности. Трудная ситуация характеризуется довольно непростой для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачки, вторая и третья степени характеризуются строгими критериями, риском, высочайшей стоимостью возможной ошибки, а экстремальная также и тем, что от разрешения этой ситуации зависит предстоящее существование субъекта ("быть либо не быть вообщем").
Выделение этих типов ситуаций носит, естественно, относительный нрав. Реально, измерить в особых единицах качественное своеобразие одной ситуации в различие от иной неосуществимо вследствие того, что это своеобразие, а следовательно, и уровень экстремальности зависит при прочих равных критериях от потребностей, опыта, эмоциональности субъекта, его актуальных способностей. Совместно с тем это различение дозволяет, во-первых, соотнести указанные ситуации с интенсивностью возникающих при всем этом состояний напряжённости, что имеет важное значение для осознания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении. Во-вторых, оно свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к понятию "экстремальность", которое в последнее время стало употребляться очень расширительно: для обозначения всех критерий, порождающих стресс. Меж тем традиционно это понятие обозначает только чрезвычайные воздействия, обладающие крайними, предельными значениями.
В целом, принимая во внимание особую роль психических черт человека в возникновении и протекании психологической напряжённости, естественно полагать, что экстремальность следует характеризовать не только лишь по наружным, формальным признакам, да и по психическим, учитывая своеобразие психического облика субъекта, его мотивации, установок и т.д.
Виды стрессоров. Зависимо от устройств возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психический. Невзирая на условность, таковая дифференциация дозволяет учесть, к каким чертам субъекта в большей степени адресуются стимулы - биологическим либо психическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психические стрессоры.
Первые в своём биологическом влиянии на индивидума превосходят некие средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таковым видом, физиологические стрессоры превышают адаптационные способности индивидума и соединены с характеристикой его как организма. К ним относятся разные изменения среды обитания, лишение сна, фармакологические воздействия, шум, вибрация и т.д.
В различие от физиологических психические стрессоры затрагивают психические структуры. Их анализ просит учёта потребностно-мотивационных, волевых и остальных особенностей личности, её опыта и т.д.
Для воспроизведения состояний психологической напряжённости в лабораторных критериях употребляются по последней мере последующие три группы средств и приёмов.
1) К первой группе относятся факторы новизны, необычности и внезапности, воздействие которых определяется не силой, не величиной, как в случае физиологических стрессоров, а отношением к прошлому опыту субъекта. Примером могут служить резкие звуки, пистолетные выстрелы, калоритные вспышки света, имитация падения (нежданная потеря опоры), демонстрация соответствующих кинофильмов и т.д.
2) Вторая группа обусловлена нравом деятельности, чертами её протекания. Это те случаи, когда сама задачка предъявляет повышенные требования к человеку. Тут употребляются такие приёмы, как предъявление сложного задания, дефицит времени, увеличение темпа действий, совмещение 2-ух деятельностей без снижения свойства одной их их, монотонность, неопределённость ситуации и т.д.
3) К 3-ей группе относятся приёмы, связанные с изменением мотивации испытуемого, его взаимоотношения к задаче. Вот некие из их: разработке конфликтного выбора при наличии у испытуемого несовместимых побуждений; присутствие остальных лиц (появление которых во время опыта является значимым для испытуемого); введение элементов соревнования (с экспериментатором либо остальным испытуемым); акцентирование "тестового" нрава эксперимента: представление выполняемой задачки как предназначенной для измерения умственных, мнемических и остальных способностей испытуемого; сообщение последнему наиболее либо наименее ложных данных о результатах его работы; стимулирование успеха либо неуспеха зависимо от уровня его притязаний; изменение вознаграждения за участие в опыте и т.д. Разумеется, что эти приёмы представляют наибольшую сложность в ходе экспериментирования, потому что касаются важнейших вопросцев - притязаний, установок, ценностей личности, своеобразия её прошлого опыта и пр., контроль которых в эксперименте не постоянно быть может обеспечен.
Дифференциация физиологических и психических стрессоров основывается на том, что они "запускают" различные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Но в реальности воздействие стрессоров на индивидума имеет интегральный, комбинированный нрав, вовлекая сразу и физиологические и психические процессы.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Ситуации, вызывающие психологическую напряжённость"

  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • О психологических состояниях вообщем
  • Методы психической корректировки
  • Психическая напряжённость и напряжение
  • Общее понятие о внимании
  • Характеристики и функции внимания
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Суть и содержание инновационных конфликтов
  • Личность - общение и формирование
  • Виды ценностей
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Социальные стереотипы
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода
  • Ценности человека


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики