ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА

20.03.2012 Академия психологии санкт петербург | Видео

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что временами различные нюансы поведения людей (позы, глас, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) видно изменяются. Поведенческие изменения обыкновенно сопровождаются чувствами. У каждого человека некоторый набор поведенческих схем соотношения с определенным состоянием его сознания. А с остальным психологическим состоянием, нередко несопоставимым с первым бывает связан уже иной набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании состояний “Я”.
На языке психологии состояния “Я” можно обрисовать как систему эмоций, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, почаще всего ограниченным репертуаром собственного “Я”, которого сущность не роли, а психическая действительность. Репертуар этих состояний разбит на последующие категории:
1) состояния “Я”, схожие с видами родителей;
2) состояния “Я”, автономно направленные на беспристрастную оценку действительности;
3) состояния “Я”, все еще действующие с момента их фиксации в ранешнем детстве и представляющие собой архаистические пережитки.

При внедрении трансакционного анализа люди добиваются как чувственного, так и умственного инсайта, но этот способ быстрее сосредоточен на крайнем. Этот процесс осознания, оптимистичен, при котором человек обыкновенно заключает: ”Да, конкретно так это и происходит!” Согласно медику Берну, его теория появилась, когда он следя изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно снутри личности было несколько разных людей. Периодически та либо иная из этих внутренних личностей, повидимому, управляла всей личностью пациента. Он увидел, что эти разные внутренние “Я“ по-различному ведут взаимодействие с иными людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн сообразил, что некие трансакции имеют сокрытые мотивы, и личность употребляет их как метод манипулирования иными в психических играх и при вымогательствах.

Он также нашел, что люди ведут себя предопределенным видом, поступая так, будто бы они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его восхитительной теории, нареченной трансакционным анализом, сокращенно ТА.
Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неминуемо заговорят вместе либо другим методом покажут свою осведомленность о присутствии друг дружку. Это именуется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то произнесет либо сделает. Это именуется трансакционной реакцией.

Обычно, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, настоящей ситуацией либо личностными чертами.
Простейшими формами публичной деятельности являются функции и обряды. Процедура - это серия обычных дополнительных взрослых трансакций, направленных на содействие с деятельностью. В рамках этого анализа, обрядом именуется стереотипная серия обычных дополнительных трансакций, данными наружными социальными факторами. Неформальный обряд (к примеру, прощание) в различных местностях сможет различаться рядом деталей, но в базе собственной он не изменен. Формальные обряды (к примеру, церковная литургия) характеризуется еще наименьшей свободой.

В неких вариантах чрезвычайно тяжело провести границу меж процедурой и обрядом.
Значимой индивидуальностью и процедур, и ритуалов считается, что они стереотипны.
Процедура и обряд различаются зависимо от того, что предназначает их ход: функции планируются Взрослыми, а обряды следуют схемам данным Родителем.
Изначально ТА развивался как психотерапевтический способ. ТА желательно используют в группах (как гештальттерапию). Группа служит окружением, в каком люди могут наилучше понять себя, структуру собственной личности, то, как они ведут взаимодействие с иными, игры в которые они играют и сценарии, которым они следуют. Такое понимание дозволяет наиболее ясно осознать себя, с тем чтоб человек мог поменять либо усилить внутри себя то, что он желает.

ТА действенно применяется не только лишь в психотерапии он также представляет способ, вызывающий размышления о способностях людского поведения, который большая часть людей сможет осознать и применять. Этот способ предпочитает внедрение прямых, обычных и даже разговорных слов использованию психических научных определений либо профессиональному жаргону.
ТА - это оптимальный способ осознания поведения, основанный на заключении, что каждый человек сможет научиться доверять для себя, мыслить за себя, принимать за себя решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, с соседями - всюду, где люди имеют дело с людьми. Берн гласит, что принципиальной целью трансакционного анализа является установление “возможно наиболее открытых и поделенных взаимодействий меж чувственными и умственными компонентами личности. Когда это происходит, личность способна применять как свои эмоции, так и собственный ум, а не только лишь одно за счет другого.”

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
Структурный анализ: - анализ раздельной личности.
Анализ трансакций: - анализ того, как поступают люди и что молвят друг дружке.
Анализ игр: - анализ открытых трансакций, ведущих к расплате.
Анализ сценария: - анализ личного актуального сценария, которому люди невольно следуют.
Структурный анализ является единым способом ответа на вопросцы: “Кто Я?”, “Почему Я поступаю конкретно так?”, “Как Я заполучил эти свойства?”. Этот способ анализа мыслей, эмоций и поведения человека, основанный на исследовании состояния его собственного “Я”.

Берн описывает состояние “Я” как “устойчивый тип восприятия и повреждений, связанных с подходящим устойчивым типом поведения”.
Берн пишет:”...В этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту переживаний в поочередной форме, воспринимаемой как состояния “Я”. Это значит, что состояния “Я” содержат в себе естественный метод переживания и записи переживаний во всей их полноте. Вместе с сиим, переживания записываются в виде отдельных фрагментов...”5.

Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клеточках. Они включают все переживания юношества, все перенятое у родителей, воспитание, восприятие событий и эмоций связанных с происшедшими событиями и преломления, перенесенные в мемуары. Эти записи хранятся подобно записям на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а действия даже переживать по новой.
Любая личность имеет три состояния “Я”, которые являются отдельными и особенными источниками поведения: состояние Я-Родителя, Я-Малыша и Я-Взрослого. Родитель, Взрослый и Ребенок представляют настоящих людей, которые есть на данный момент либо некие были некогда, которые имеют легитимные имена и штатскую подлинность. Состояние “Я” сокращенно именуют Родитель, Взрослый, Ребенок на этой схеме ну и в следующих тоже они обозначают состояние “Я”, а не настоящих родителей, взрослых и малышей. Эти три состояния “Я”, определяются последующим видом:

• •состояние Я-Родителя содержит установки и поведение, перенятые снаружи, сначала от родителей. Снаружи они нередко выражаются в предупреждениях, критичном и рачительном поведении по отношению к остальным. Внутренне они переживаются как древние родительские поучения, которые продолжают влиять на нашего внутреннего малыша;

• •состояние Я-Взрослого не зависит от возраста личности. Оно нацелено на восприятие текущей действительности и на получение беспристрастной инфы. Оно является организованным, хорошо адаптированным, находчивым и действует изучая действительность, оценивая свои способности и размеренно рассчитывая;

• •состояние Я-Малыша содержит все побуждения, которые появляются у малыша естественным видом. Оно также содержит запись ранешних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и остальных. Оно выражается как “старое” поведение юношества.

Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши предки, Вы находитесь в состоянии Я-Родителя.
Когда вы имеете дело с текущей реальностью напоминание фактов, их своей оценкой. Вы находитесь в состоянии Я-Взрослого.
Когда вы ведете себя подобно тому как Вы делали это в детстве, вы находитесь в состоянии Я-Малыша.
Люди, находясь в каждом состоянии “Я”, могут по-различному ощущать, обонять, осязать, гласить, слушать, глядеть и вести себя. Каждое состояние “Я” имеет свою свою программку. Некие люди из 1-го состояния “Я” различаются почаще, чем из остальных. К примеру, те которые различаются почаще из состояния Родителя, лицезреют мир очами собственных родителей. В данном случае их возможности принимать этот мир понижены либо искажены.

Опосля рождения малыша его восприятие сосредоточено на личных потребностях и удобстве. Малыш стремиться избегать болезненных чувств и реагирует на уровне эмоций. Практически сразу возникает неповторимое состояние Я-Малыша. В последующем развивается состояние Я-Родителя. Нередко оно впервые наблюдается, когда малой ребенок играет в родителей, подражая их поведению. Одни предки бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре малыша. Остальных же напротив веселит. Состояние Я-Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить внешний мир и осознает, что людьми можно манипулировать. Ребенок сможет спросить: ”Почему я должен есть, когда мне не хочется и я не голоден?”, либо же сможет симулировать боль в животике, когда ему не хочется есть.

Когда один человек встречает другого ухмылкой, кивком головы, нахмуренным взором, устным приветствием и т.д. На языке ТА - это именуется контактом. Два либо наиболее контакта составляют трансакцию. Все трансакции можно поделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытные.
Доборная трансакция происходит в тех вариантах, когда на сообщение, поставленное из определенного состояния “Я”, личность не получает ожидаемый отклик из определенного состояния “Я” иной личности. Берн описывает дополнительную трансакцию как “соответствующую и ожидаемую, отвечающую бодрствующими человечьими отношениями”.4 К примеру, ежели проницательный супруг утешает свою супругу, глубоко скорбящую о погибшем родственнике, то его сострадание является подходящим ее потребности в покровительстве. Дополнительные трансакции могут быть и происходить меж хоть какими 2-мя состояниями “Я”. К примеру, два человека могут вести взаимодействие как Родитель - Родитель, когда сожалеют о собственных детях покинувших родной дом; как Взрослый - Взрослый при решении каких-или заморочек: как Ребенок - Ребенок либо Ребенок - Родитель, когда веселятся совместно. Личность сможет вести взаимодействие с хоть состоянием “Я” иной личности, находясь сам в состоянии Я-Родителя либо Взрослого либо Малыша. Ежели отклик соответствует ожидаемому то трансакция является доборной. Полосы коммуникаций открыты, и люди могут продолжать вести взаимодействие вместе. Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. Все заносит собственный вклад в смысл каждой трансакции. Чтоб стопроцентно осознать произнесенное, нужно, учесть невербальные нюансы трансакции так же хорошо, как и произношение слова. Для наилучшего осознания последующих примеров предполагается, что содействие является конкретным, а словесные и невербальные сообщения совпадают.


Пересекающиеся трансакции.

Пересекающиеся трансакции - это когда два человека стоят, свирепо смотря друг на друга, поворачиваются спиной друг к другу, не желают продолжать дискуссия либо приведены в замешательство тем, что лишь что испытали пересекающуюся трансакцию. Пересекающаяся трансакция возникает в тех вариантах, когда на стимул дается нежданная реакция. Активируется неподходящее состояние “Я”, и коммуникации пересекаются. Отныне люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга либо поменять направление разговора. Ежели супруг не верно отвечает собственной супруге: ”Ну как ты думаешь, я себя ощущаю?”, то он возможно, тем отталкивает ее от себя. Пересекающиеся трансакции - нередкие источники проблем возникающих меж людьми: меж родителями и детками, меж супругом и супругой, меж руководителями и подчиненными, меж педагогами и студентами. Человек, начинающий трансакцию и ожидающий ответ не получает его. Он ощущает, что ему перечат, и нередко испытывают чувство пренебрежения и недопонимания. Трансакции могут быть, прямыми и косвенными, откровенными и разбавленными, интенсивными либо вялыми. Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек гласит с остальным надеясь воздействовать на третьего, который их слышит. К примеру, мужик быть может очень застенчивым чтоб, сказать прямо собственному начальнику то, что он желает и гласит это сотруднику, надеясь что получит сообщение.
Разбавленные трансакции.
Разбавленные трансакции нередко носят полувраждебный, оттенок. Сообщения скрывают в форме подшучивания. К примеру, один курсант сможет сказать другому: ”Эй, гений, когда ты собираешься окончить эту книжку?” Я тоже желаю прочесть ее.” Тот сможет кинуть ему книжку со словами: ”Вот она, зевака лови ее ежели можешь”.
Вялые трансакции являются поверхностными, халатными и различаются отсутствием глубочайших эмоций. Так происходит, к примеру, когда супруга гласит супругу: ”Хотела я бы знать, мы выберемся поужинать сейчас вечерком совместно?”,- а он отвечает: ”Мне все ровно, финансово накладная. Как ты скажешь, финансово накладная.”

При здоровых отношениях меж людьми трансакции являются прямыми и откровенными и в случае необходимости интенсивными. Эти трансакции являются дополнительными и вольными от укрытых мотивов.
Сокрытые трансакции являются более сложными. Они различаются от дополнительных и пересекающихся тем, что наиболее 2-ух состояний “Я”, потому что скрытое сообщение маскируется в их под социально-применимой трансакцией. Реакция ухмылки на вид людского несчастья является трансакцией виселицы. К примеру, в случае когда учитель глумится над “тупостью” ученика; мама смеется над своим упавшим ребенком; отец с сияющей ухмылкой смотрит, как небезопасно рискует его отпрыск. Трансакции виселицы, подобно остальным трансакциям со сокрытыми мотивами, обширно всераспространены посреди проигравших, которые пользуются ими для того чтоб играться в психические игры.

Сокрытые трансакции требуют одновременного участия наиболее чем 2-ух состояний “Я“. Эта самая категория служит основой для игр.
В двойной сокрытой трансакции участвуют четыре состояния “Я“. Она нередко находится при флирте. Офицер: “Не желаете ли поглядеть конюшни?” Женщина: “Ах, я с юношества обожаю конюшни.” Из этого примера видно, что на социальном уровне происходит дискуссия о конюшнях меж Взрослыми, в то время как на психическом уровне это дискуссия Малыша с Ребенком (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но финал большинства схожих игр по сути предназначает Ребенок, так что участников игры сможет ожидать сюрприз.

Таковым видом, мы подразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на обыкновенные и открытые, а крайние - на угловые и двойные.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА"

  • Психическая черта игр, в которые играют люди
  • Цели воспитания детей
  • Воздействие семьи на становление личности
  • Источники ценностных представлений
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Защитные механизмы личности
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Общее понятие о внимании
  • Депрессия
  • Суть и содержание инновационных конфликтов
  • Методы психической корректировки
  • Ежели ребенок не дремлет
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Общее понятие о характере человека
  • Этапы протекания инновационного конфликта
  • Индивидуальность и ее проявления
  • Личность - общение и формирование
  • О психологических состояниях вообщем
  • Роль родителей в развитии малыша


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики