“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз нужно различать от патологии характера, которая бывает в наиболее старшем возрасте”.
Можно добавить: нужно различать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но позже ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не желает быть таковым; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.
Причины появления такового поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не нужно, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит собственного внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя гласить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Ребенок почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед сиим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.
Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону таковой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Малыши, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - постоянно тихий и незаметный ребенок преобразуется в неуправляемого буяна. “Ты нам таковой не нравишься” - как бы говорят родители. Таковых малышей именуют “невостребованными”.
На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, только у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание малышей, другие были лишены таковой способности, вынуждены были отдавать собственных малышей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.
Психология человека :: На данный момент читаем это - "Истерический невроз у малышей"