Методы тренировки и развития внимания

21.03.2012 Факультет психологии в петербурге | Видео

Внимание, как и все другие психологические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также наиболее низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и почти всех остальных психологических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле собственной культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания малыша есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует находить не снутри, а вне личности малыша.
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни малыша развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. 1-ый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными качествами завлекают внимание малыша. С иной стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые изначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание малыша.
Изначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для малыша быстрее действиями его наружного дисциплинирования, чем саморегуляции. Равномерно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, другими словами к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных изучений последовательность главных этапов детского внимания смотрится так:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания малыша.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства грядущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под воздействием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. 2-ой-3-ий год жизни. Довольно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление возможности направлять внимание под воздействием непростой инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под воздействием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Предстоящее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Внимание играет важную роль в разных профессиях, связанных с осмыслением большого количества инфы и общением. Конкретно потому, важно сделать условия, нужные для его возникновения, сохранения и развития. Посреди схожих критерий можно именовать последующие.
Обеспечение высочайшей работоспособности всех органов и систем человека:
- верный распорядок денька, всеполноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.
- учет дневного ритма работоспособности;
- чередование умственных и физических занятий.
Разработке благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных наружных раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум содействует сосредоточенности);
- обеспечение гигиенических критерий работы;
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (найти, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение основному);
- поставить определенные задачки;
- найти конечную цель и разбить на этапы оковы ее заслуги.
Воспитание критического взаимоотношения к для себя и работе: опосля завершения деятельности нужно проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
Не считая того, развитие чувств (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, также повышение умственного уровня имеют огромное значение для развития внимания.
Методами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
- медитация (один из определений, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с окружающего мира на мир внутренний). Есть различные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык значит "ладонь"). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это содействует их расслаблению и отдыху. Но глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут стопроцентно расслабиться, когда на их подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее достигнуть этого было названо Уильямом Бейтсом "пальминг". Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (наилучше яркого цвета). Потом несколько минут глядеть на предмет пристально, размеренно. Опосля этого следует закрыть глаза, попробовать вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Потом открыть глаза, поглядеть на предмет и найти, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до того времени, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним метод тренировки внимание быть может метод "запоминания лиц". Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать обрисовать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек сможет в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные возможности.
- активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в собственных исследованиях установил, что в деятельности людского мозга порой появляются ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В данном случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу более действенно. Для создания таковой ситуации разработан комплекс особых упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, а именно слуховой центр.
1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Нужно стараться различать голоса нередко встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный глас, когда вновь услышите его. Таковым видом, можно составить для себя зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтоб не созидать разговаривающих меж собой людей, попробовать различить их голоса и установить личность каждого из их.
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего денька. Чрезвычайно немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться потом записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по способности дословно, употребленные в ней слова. Это не только лишь нужно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, да и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.

Психология человека :: На данный момент читаем это - "Методы тренировки и развития внимания"

  • Характеристики и функции внимания
  • Общее понятие о внимании
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Двигательная активность малыша
  • Виды внимания
  • Восприятие и память у малышей
  • Методы психической корректировки
  • Проблемы ранешнего юношества
  • Рассеянность
  • Развитие детского характера
  • Коммуникативные факторы личностного развития малыша
  • Истерический невроз у малышей
  • 1-ые деньки малыша
  • Индивидуальное содействие взрослого и малыша
  • Личность - общение и формирование
  • Этапы развития речи малыша
  • Развитие индивидуальных возможностей ребёнка
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Донаучная психология


  • Конфликтные процессы
  • Воздействие напряжённости на деятельность
  • Понятие "психическая напряжённость"
  • Правила деловой переписки. Стандартные фразы и выражения деловых писем
  • Этика делового общения
  • Методы психической корректировки
  • Личностная направленность спеца психолога
  • Социальные стереотипы
  • Описание опросника Я.Стреляу
  • Депрессия
  • Цветология: цвет и нрав
  • Подведение итогов переговоров
  • Методы ведения переговоров
  • Подготовка и порядок ведения переговоров
  • Виды ценностей
  • Источники ценностных представлений
  • Роль, эмоций в жизни человека
  • Разнообразие чувственных явлений
  • Природа эмоций. Теории эмоций
  • Мир явлений, изучаемых психической наукой
  • Понятие конфликта
  • Мотивы человека и состояния напряжённости
  • Донаучная психология
  • История возникновения тестов ума
  • СХЕМЫ ДЕЙСТВИЯ И УСВОЕНИЕ ЯЗЫКА
  • Элементы психотерапии
  • Формирование ценностных ориентаций
  • Ценности человека
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ)
  • Психология и естествознание
  • Архетип коллективного безотчетного
  • Структура личности
  • Личность - общение и формирование
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Роль родителей в развитии малыша Индивидуальности детской психики